Россия на 6% увеличила выпуск молока
Производство товарного молока в стране выросло до 12,9 млн тонн
Food photo created by Racool_studio – www.freepik.com
За январь-сентябрь этого года в России на 6% выросло производство товарного молока – до 12,9 млн т год vs 12,2 млн т год к году. Об этом пишет в своем обзоре Центр агроаналитики при Минсельхозе. Импорт молока, впрочем, увеличился еще больше: он прибавил 8%, до 4,9 млн т vs 4,5 млн т годом ранее. Экспорт заметно вырос. Темп его роста составил 13%, до 334 тыс. т vs 296 тыс. т.
- Доля молока местного производства в ресурсах сейчас приближается к 80%. Цель, согласно Доктрине продовольственной безопасности, заметно выше: 90%.
- Поставки молочной продукции из-за рубежа хоть и выросли в тоннах, но остались почти на прежнем уровне в деньгах ($1,9 млн). По итогам 9 месяцев 2020 в структуре импорта преобладают сливочное масло (44%), сыры и творог (38%).
- Отгрузки молока и сгущенных сливок из дальнего зарубежья упали заметнее всего – на $36 млн. А ввоз сливочного масла при этом вырос на те же $36 млн.
- С начала года наиболее значительно вырос импорт молочных продуктов из Новой Зеландии (+50%). Теперь он занимает 31% в структуре поставок. Ввоз из Аргентины тоже вырос (на 19%), и его доля составила 27%.
- Продажи молочной продукции за рубеж в денежном выражении стали больше на 2% -они выросли до $189 млн. Наиболее интенсивно рос экспорт сливочного масла (+65%). Узбекистан закупил у России в 4,6 раза больше «молочки», Азербайджан – в два раза, Абхазия – на 50%, Украина – на 49%, чем год назад. В страны дальнего зарубежья российские операторы продали на 65% больше молочной продукции vs 2019.
- Экспорт молочной продукции из России растет из-за слабого рубля. Кроме того, он становится приоритетом для бизнеса в связи с турбулентностью российской экономики – внутренний спрос нестабилен, комментирует гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов. По его данным, в Узбекистан стали поставлять больше сыра и сырных продуктов, а в Азербайджан – кисломолочных.
- Производство молока с января по сентябрь этого года выросло во всех федеральных округах. Среди лидеров – юг (+10%) и Дальний восток (+7%). Из регионов наибольший рост демонстрируют Краснодарский край (+79 тыс. т), Рязанская (+43 тыс. т) и Воронежская (+42 тыс. т) области.
- Надои молока в сельхозорганизациях на одну корову за этот период выросли на 6%, до 5,5 тыс. кг. Продуктивность становится больше во всех федеральных округах. Наибольший прирост по надоям наблюдается в Крыму: сразу на 98%, до 3,6 тыс. кг. Такой темп – вероятно, статистическая ошибка, предполагает Белов. Но возможен и второй вариант – рост может быть связан с запуском в регионе крупной молочно-товарной фермы, о котором он знает. В Крыму, объясняет Белов, львиная доля производства сосредоточена в личных подсобных хозяйствах, где продуктивность всегда ниже, чем на индустриальных фермах. Ввод такой фермы и мог стать драйвером общих темпов роста, следует из его слов.
- Производство питьевого молока в России в январе-сентябре осталось практически на прежнем уровне – 4 млн т. То же можно сказать о производстве кисломолочной продукции, составившем 2,1 млн т.
- Из всех категорий молочной продукции больше всего увеличился выпуск сливочного масла – на 10%, до 218 тыс. т. Сыров и сырных продуктов произвели больше на 9%, или 425 тыс. т, творога и творожных продуктов – на 5% (364 тыс. т). Сухого молока и сливок стало больше на 3%, до 140 тыс. т. Ранее эксперты связывали рост потребления сыра и сливочного масла в период пандемии с новым трендом – люди начали чаще питаться дома.
- Оптовые цены на сырое молоко выросли на 4%, до 25,7 руб./кг. При этом темп их прироста, по данным Центра агроаналитики, упал до 1% год к году в сентябре vs 7% в начале этого года. Розничные цены на пастеризованное молоко сейчас выше прошлогодних на 4-5%. Творог и сыры подорожали на 3-9%. Эксперты центра объясняют рост реакцией пищевой промышленности на бум эмоциональных покупок из-за падения доходов населения и снижения потребительской уверенности.
В будущем аналитики ожидают смещения спроса с дорогих продуктов животного происхождения в сторону дешевых, а также роста покупок на условиях скидок и акций.