В правительство внесены законы о «зеленых» продуктах

Эксперты считают их недоработанными и опасаются, что чиновники только запутают потребителей

Food photo created by freepik – www.freepik.com

В правительство внесен законопроект об условиях производства и маркировки «зеленой»  продукции, сообщила пресс-служба вице-премьера и куратора АПК Виктории Абрамченко.

  • Агротовары, сырье и продукты с более высокими потребительскими свойствами, чем обычные  – то есть «зеленая» продукция – будут на законодательном уровне признаны отдельными товарными категориями.  У них будет особая маркировка.
  • «Зеленый стандарт» будет распространяться на товары растениеводства, животноводства, водных биологических ресурсов, рыбной продукции и аквакультуры, необходимых для воспроизводства сортов сельхозрастений семян, пестицидов, агрохимикатов, минеральных удобрений, кормов и кормовых добавок, продуктов питания и пищевых добавок.
  • Предполагается, что «зеленая» продукция должна будет обладать улучшенными характеристиками. Будут разработаны более строгие, чем для традиционных агропродуктов, требования к ее качеству и соблюдению экологических норм при ее производстве.
  • При выпуске «зеленой» продукции нельзя будет применять генно-модифицированные организмы и ионизирующее излучение. Допустимый уровень применения пестицидов тоже снизят – он будет заметно меньшим, чем требуют государства, экспортирующие агропродукцию, обещает правительство. Для производства «зеленых» товаров нельзя будет использовать удобрения с высоким уровнем содержания тяжелых металлов. По оценке Абрамченко, в России уже сейчас производятся фосфорсодержащие удобрения с более низким содержанием токсичных элементов, чем предполагают нормы ЕС.
  • Все вопросы «зеленой» продукции будут регулироваться двумя федзаконами – «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» и «О внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Проекты обоих законов разработаны и внесены в правительство, сказала Абрамченко. Правительство одобрило план разработки национальных защищенных брендов экологически чистой агропродукции, а Росстандарт утвердил шесть нацстандартов.
  • У создания нового агросегмента две задачи, приводятся в сообщении пресс-службы слова Виктории Абрамченко. С одной стороны, помочь российскому потребителю делать сознательный выбор, если он желает покупать именно «зеленые» продукты. С другой стороны, улучшить конкурентные преимущества таких товаров на рынках других стран, и создать подходящий образ страны как производителя агротоваров с особыми свойствами.
  • Россия наращивает свое присутствие на мировых продовольственных рынках, и конкуренция становится все острее. Национальный бренд «зеленой» продукции монетизирует основные преимущества сельского хозяйства страны и нарастит экспорт, рассчитывает Абрамченко. Планируется, что доля такой продукции «в будущем» достигнет 10-15% агроэкспорта, говорит она.
  • Проект устанавливает более жесткие, чем в национальных стандартах, ограничения использования пищевых добавок, ферментных препаратов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, чем в национальных стандартах. Важна и упаковка – она должна быть биоразлагаемой или произведенной по технологиям, дающим возможность повторно ее переработать.
  • «Зеленое» производство должно быть отделено от других, где выпускается такая же продукция, но другого качества. Сертифицировать такие товары можно будет добровольно. Взамен участники программы получат маркировку, которую утвердит Минсельхоз. Будет создан реестр таких производителей. На них распространят меры господдержки, предусмотренные законом о развитии сельского хозяйства и федеральной госпрограммой развития АПК.
  • Кабмин по сути представил законопроект об индустриальной продукции с улучшенными характеристиками, не имеющей отношения к органической продукции, комментирует Agrotrend.ru исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. Пока непонятно, как он связан с «зеленой» продукцией – то есть той, которая при производстве  оказывает минимальное отрицательное влияние на окружающую среду. «Улучшенным можно назвать, что угодно: вкусовые качества, внешний вид, – рассуждает он. – В тексте [проекта] закона нет четкого глоссария, как и в стандартах, на которые он ссылается».
  • То, что представило правительство – это, по сути, клон закона об органическом производстве, считает Мироненко. Из него взяты многие понятия: реестр, сертификация, знак. Он опасается, что все это может ввести в заблуждение потребителя, которому будет очень трудно разобраться в предложенном разнообразии продукции.
  • У органической продукции есть четко обозначенный рынок, говорит Мироненко. Например, сейчас мировое потребление такой продукции – ≈100 млрд евро в год. В ближайшие годы оно вырастет до 150 млрд евро. У органической продукции есть ясное нормативное регулирование, прописанное в стандартах разных стран. А вот по «зеленой» продукции единых стандартов нет, и технологии ее производства очень разные в Германии, США, Китае и других странах, добавляет Мироненко.
  • Идею разработки «зеленого бренда» отечественных продуктов впервые высказал президент России Владимир Путин в прошлогоднем послании Федеральному собранию. «Наше естественное преимущество – это огромные природные возможности, их нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции», – сказал тогда он, и поручил правительству проработать идею. «Зеленый бренд», объяснял Путин, должен гарантировать, при производстве используются только безопасные агротехнологии. «На внешнем пойдет все влет, уверяю вас, там ничего чистого вообще не осталось, за границей», – говорил он.

Россияне хотели бы покупать «натуральную еду», но затрудняются определить, какими именно качествами она должна обладать.