В США развиваются большие вертикальные фермы

Одна из них – AppHarvest – уже готова продавать ретейлу по 45 млн фунтов органик-томатов в год

Business photo created by pressfoto – www.freepik.com

Оператор вертикальных теплиц – компания AppHarvest из Кентукки, США – объявила о планах поставлять крупным торговым сетям страны 45 млн фунтов в год томатов со своей фермы, расположенной на 60 акрах. Среди них – такие маркетмейкеры ретейла, как Kroger, Walmart и Publix. Об этом пишет АР.

  • 60 акров – это 24+ га теплиц, а 45 млн фунтов – почти 20,5 тыс. т томатов в год. Только недавно вертикальные фермы достигли в США таких заметных, почти промышленных, масштабов. Хотя ранее это были мелкие бизнесы вроде стартапов, которые могли медленно расти десятилетиями.
  • Как пишет АР, эффективные технологии масштабирования своей работы они позаимствовали у предприятий, выращивающих в США каннабис. Другая причина стремительного роста этого направления аграрного бизнеса – радикальное сокращение издержек на освещение после появления светодиодов.
  • Кроме технологии выращивания овощей в вертикальных пространствах, AppHarvest делает ставку на органику (organic food). Компания не использует химических пестицидов, и утверждает, что производит томаты ради хорошего вкуса и не для дальней логистики – как, например, мексиканские. «Мы знаем, насколько [такие] помидоры безвкусны и лишены питательных веществ, когда их собирали месяц назад, – цитирует АР соинвестора AppHarvest Марту Стюарт,  известную американскую писательницу, телеведущая и бизнесвумен. – Я думаю, что все мы нуждаемся в лучшей еде для себя, для наших семей, для наших друзей».
  • Стюарт стремится к тому, чтобы органическая продукция была доступнее и дешевле. По ее мнению, $98 «за маленькую тележку» органических овощей – это «дороговато».
  • Вертикальная ферма AppHarvest мощностью 720 тыс. растений, которые занимают 45 футбольных полей – одно из крупнейших одноэтажных зданий в мире. Урожай томатов там можно собирать круглый год. Они занимают пространство высотой 45 футов (под 14 метров), что позволяет достичь урожайности в 30 раз выше, чем на традиционной ферме. Для полива предприятие использует только переработанную дождевую воду. Благо в Кентукки достаточно дождей.
  • Сейчас AppHarvest строит вторую площадку такой же площади, как первая, и 15-акровую (под 7 га) теплицу для зелени в разных городах того же штата. К 2025 году AppHarvest планирует построить 12 теплиц, и расширить ассортимент овощей и фруктов. По мнению менеджмента компании, это отражает рыночные тренды. В России тоже растет поколение, выбирающее ЗОЖ, как ранее писал Agrotrend.ru в новостях агрорынка.
  • Вертикальные теплицы активно развиваются в США. Другие лидеры рынка – Нью-Йоркская Gotham Greens, у которой в стране восемь современных производств, и стартап из Сан-Франциско Plenty. А в мире, по данным Agritecture Consulting, только в 2020 году появились 74 новые компании, которые специализируются на тепличном бизнесе в городской среде (urban farms).
  • На 2015 год в США производили 2,7 млрд фунтов (1,22 млн т) свежих томатов, большую часть – в Калифорнии и во Флориде. Но свои теплицы охватывают только 40% спроса. Оставшееся везут из Канады и Мексики. Причем в последние 20 лет из-за засух производство томатов в стране только падает. Такие игроки, как AppHarvest, уверяют, что готовы замещать импорт местной продукцией – причем не промышленной, а полезными organic food.

В России также идет активное строительство зимних теплиц, поддерживаемое государством в целях импортозамещения. Об этом можно подробнее прочесть в новостях агрорынка на Agrotrend.ru. Правда, это такие же томаты, как в Мексике – то есть производимые по традиционной технологии, и совсем не органик.