ГЛАВНОЕ
Суд решил судьбу адыгейского сыра. Делать его смогут только сыроделы республики
Бренд «Сыр адыгейский» закреплен за производителями сыра из Адыгеи. Тем, кто оспаривал их исключительное право, в том числе «Умалату» и заводу «Сыр Стародубский», нельзя будет его использовать.
Решение о том, что российская компания, производящая этот сыр за пределами Адыгеи, – брянское «ЗАО «Умалат»» – не может использовать данный бренд, вынес Арбитражный суд Брянской области. О решении суда ТАСС сообщила юрисконсульт Союза производителей адыгейского сыра Анастасия Черносмага. «Суд вынес решение, в котором признал «Умалат» нарушителем исключительного права на наименование места происхождения товара «Сыр адыгейский», в связи с чем частично удовлетворил требования о взыскании компенсации», – заявила она. Размер компенсации не уточняется.
В «Умалате» уверены, что производство сыра нельзя ограничивать территориальной границей. По словам основателя и гендиректора компании Алексея Мартыненко, решение суда не добавит ценности адыгейскому сыру. «Технология и контроль качества далеки от того, что мы видим в таких сырах с защищенным названием, как Пармиджано Реджано или Моцарелла де буффало кампана», – заявил он сегодня The Dairynews.
- Истории противостояния сыроделов несколько лет. В 2017 году Минсельхоз запретил производить адыгейский сыр за пределами Адыгеи и Краснодарского края. Наименованию «Сыр адыгейский» была предоставлена защита по месту географического происхождения.
- Верховный суд в январе 2018 года вынес решение о признании за производителями Адыгеи исключительного права на бренд «Сыр адыгейский».
- Роспатент неоднократно подтверждал исключительное право молочных заводов республики на производство адыгейского сыра.
- Российские компании, производящие адыгейский сыр без адыгейской «прописки» — в частности, «Умалат» Алексея Мартыненко (бренды Unagrande, Pretto), – пытались оспорить основания, на которых рассматриваются заявки на регистрацию исключительного права.
В 2018 году Союз производителей продукции «Сыр адыгейский», объединяющий адыгейских производителей, подал иск к «Умалату» с требованием изъять продукцию из оборота, уничтожить товар, этикетки и упаковки с наименованием «Сыр адыгейский». Предметом иска было якобы незаконное использование «Умалатом» наименования места происхождения товара (НМТП): он делал этот сыр вне территории Адыгеи. Сам «Умалат» настаивал, что его сыр соответствует ГОСТу, по которому адыгейский сыр производился по всему СССР с 1975 года.
- В ноябре 2018 года Арбитражный суд Брянской области встал на сторону «Умалата». Он постановил, что условия, указанные в НМТП, не выполняются ни одним из участников рынка – в том числе и самими адыгейскими производителями.
- В марте 2019 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле поддержал решение Арбитражного суда Брянской области, разрешившего «Умалату» использование бренда.
- Но кассационная инстанция не признала решения судов. Дело было отправлено на пересмотр. Основанием для этого стало то, что суды изучали характеристики сыров вместо рассмотрения только вопроса о защите исключительного права на НМПТ.
- В сентябре 2019 года Палата по патентным спорам отказала производителям из других регионов, включая «Умалат» и «Сыр Стародубский», в праве называть адыгейскими свои сыры.
- Целый год Арбитражный суд Брянской области рассматривал дело, и вот теперь согласился с правообладателями.
- Сейчас выпускать «Сыр адыгейский» имеют право восемь адыгейских производителей: молзаводы «Гиагинский» и «Тамбовский», Красногвардейский и Адыгейский молочные заводы, молкомбинат «Адыгейский», молзавод «Новый», Кошехабльский сырзавод и ИП Руслан Хутыз.
В 2019 году в Адыгее было произведено 17,2 тыс. т сыров и сырной продукции. Это + 26% к показателю 2018 года.
Выводы
Адыгейский бренд защищен от неместных российских производителей. Но не защищен от иностранных. Эксперты предупреждают, что в случае закрепления за адыгейскими компаниями исключительных прав на бренд освободившуюся нишу займут белорусские производители. На них ограничения, в отличие от российских сыроделов, не распространяются.
ТЕМЫ ДНЯ
Минсельхозу пока не нужен зерновой госфонд
В Минсельхозе пока не видят необходимости создания в России специального фонда продовольственной пшеницы для обеспечения мукомолов. «Формировать именно сейчас этот фонд необходимости нет», – цитирует агентство «Интерфакс» первого замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова.
- Хатуов добавил, что предложение Союза экспортеров о создании такого фонда сейчас вынесено на экспертное обсуждение. По его словам, «сегодня гибкость реагирования на вызовы рынка очень высока», поэтому фонд будет создан, как только в нем будет необходимость.
- Но сам он уверен, что проблем с мукомольными партиями в России быть не может, так как прогнозы балансов зерна в регионах положительные.
20 мая председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин предложил создать на базе интервенционного фонда фонд продовольственного зерна для обеспечения мукомольных предприятий сырьем по нерыночным ценам. Минсельхоз поддержал идею. Эксперты также выразили уверенность в необходимости интервенционного фонда как инструмента госрегулирования рынка – не только для мукомолов, но и для поддержки экспорта.
- Госагент по распоряжению зерном интервенционного фонда – «Объединенная зерновая компания» – обсуждал с Минсельхозом увеличение запасов зерна в госфонде до 6 млн т.
- Около половины этого объема могло быть направлено мукомольной отрасли, остальное – производителям мяса, если будет дорогим зерно, из которого они делают комбикорм.
- Эксперты выражали сомнения в необходимости столь большого запаса.
- Они считают, что наращивание объемов фонда до 6 млн т обернется чрезмерной нагрузкой на бюджет (зерно нужно хранить и страховать) и убытками производителей зерновых.
- Для эффективной работы достаточно наполнить фонд максимум 1,5-3 млн т и скорректировать действующий порядок интервенций, полагают эксперты.
Производители фруктов просят обеспечить им 10% на полках
Производители фруктов сделали очередную попытку увеличить продажи своей продукции с помощью инструментов лоббизма. Ассоциация садоводов России обратилась в Минсельхоз с предложением делать минимальную наценку на продукцию местных производителей, а также закрепить за ними квоту в 10% мест на полках торговых сетей. Об этом пишет «Коммерсантъ» («Ъ»). У издания есть письмо ассоциации на имя директора департамента растениеводства Минсельхоза Романа Некрасова.
- По мнению ассоциации, на фоне трудностей садоводов с доступом в торговые сети эта инициатива позволит ускорить развитие садоводства в России.
- Президент ассоциации Игорь Муханин уверен, что для российской плодовой продукции будет достаточно квоты в 5–10% мест на полках в магазинах.
- По мнению Муханина, строго регламентированная наценка позволит избежать манипуляций сетей с ценами, «подгона» стоимости российской продукции под импортные аналоги.
- В ассоциации также уверены, что это поможет исправить сложившуюся сегодня ситуацию, когда на полки в сети попадают только самые крупные производители плодов с полным циклом производства и сбыта.
- Российские производители плодов разошлись во мнениях. Одни одобряют предложения ассоциации, другие не считают их необходимыми, а проблемы некрупных поставщиков связывают с несоответствием их продукции высоким требованиям розницы.
- Эксперты полагают, что проблему с российскими товарами категории fresh на полках следует решать не ограничительными мерами, а стимулированием строительства хранилищ. Это позволит производителям поставлять продукцию весь год, а не только в сезон сбора урожая.
- В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) говорят, что наиболее востребованные свежие овощи и фрукты российских производителей уже заняли свою естественную долю, которая на полках ритейла составляет 30-90%.
- Представители ритейла уверены, что административное вмешательство в бизнес-процессы приведет лишь к росту цен, ограничению ассортимента и падению качества продукции.
Минсельхоз сообщил «Ъ», что разрабатывает «дорожную карту» развития садоводства, с учетом, в том числе, предложений ассоциации.
Глобальное подорожание продуктов России не коснется
Подорожание продуктов в мире, зафиксированное продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) пока не коснется России. Так считают эксперты, опрошенные агентством «Прайм». На днях FAO повысила свой индекс мировых цен на продовольственные товары в июне по сравнению с маем на 2,4%, до 93,2 пункта. Индекс вырос впервые в этом году.
- Причину роста ценовых индексов эксперты видят в нарушении производственных и логистических цепочек из-за пандемии. Были задержаны поставки как готовой продукции, так и сырья, необходимого для ее производства.
- Кроме того, почти во всех странах происходило смягчение монетарной политики. В отдельных регионах ставки (аналоги ключевой ставки российского ЦБ) были снижены до отрицательных значений.
На российском потребительском рынке в ближайшее время резкого увеличения цен можно не ждать:
- Дефляционное давление сдержит рост цен.
- Хороший урожай позволит сбалансировать цены по всей стране.
- Подорожание продуктов до конца года отложится из-за низкой покупательской способности населения.
- До глубокой осени резкого скачка цен на продукты не произойдет, но их динамика цен неравномерной по разным категориям товаров.
Пока ФАС отмечает снижение стоимости социально значимых продуктов (с апреля в стране подешевели свинина, замороженная рыба и лук).
ПАРТНЕРЫ AGROTREND
Что такое качественное экспедирование груза – такого, как зерно, которого Россия за год вывозит на экспорт до 50+ млн т? В идеале это полная автоматизация, высокая скорость платежей и наличие абсолютно надежного якорного диспетчера. Плюс, конечно, цифровизация бизнес-процессов, которая решает многие наболевшие проблемы АПК: устраняет огромный масштаб ручного документооборота, неэффективные маршруты и простои, непрозрачность административных процедур. О том, какой должна быть отраслевая транспортная логистика XXI века, в своей статье для Agrotrend.ru рассказывает СЕО компании «Технологии грузоперевозок» Илья Царев.
КОРОТКО
- Цены на российское подсолнечное масло и подсолнечник продолжают расти. И вряд ли снизятся в ближайшее время – из-за растущих цен на нефть и высокого спроса на подсолнечный шрот.
- Минсельхоз рассчитывает, что площадь застрахованных посевов в России в этом году вырастет в 1,5 раза по сравнению с показателем за 2019 год до 6,2 млн га. Но все равно охват будет очень низким – меньше 8% посевной площади страны.
- Компания «АндерСон» хочет за два года наладить экспорт замороженных кондитерских изделий, полуфабрикатов и детских снеков в Китай, Эмираты и Европу.
- 63% россиян ждут, что их семейное благосостояние в этом году ухудшится. Оптимистов осталось всего 6%.
- Крупнейший российский производитель сахара «Продимекс» почти вчетверо нарастил экспорт. С начала года группа поставила за рубеж 250 тыс. т сахара.
- Евросоюз снизил импортную пошлину на кукурузу, ранее составлявшую 4,65 евро за тонну. Обнулен тариф и на импортные поставки ржи и сорго, передает Reinintiv Agriculture.
- За первые пять месяцев года экспорт российской агропродукции и продуктов питания в Китай вырос на четверть, до $1,8 млрд. Впервые в истории пищевые товары заняли в российских поставках второе после нефти место и долю в 7,6%.
- Нут набирает популярность как российская экспортная культура. В первом квартале этого года его поставки только с отгрузкой в Новороссийске составили 41,8 тыс. т.
- Из-за высоких закупочных цен российские продавцы пшеничных отрубей не могут дальше снижать цены. На этой неделе они снизили их до $170/т, но покупателей все равно нет. Торговля отрубями остановлена во всем Азовском регионе.
- В Москве установили памятник курьерам и сотрудникам служб доставки. Так выразить им благодарность за работу во время самоизоляции решили лидеры российской онлайн-коммерции. В период карантина была востребована в первую очередь доставка продуктов питания.
Будьте в тренде!
Ваш Agrotrend.ru