Как делают «гамбургеры» в пробирке без ГМО

Первый лабораторный «гамбургер» в Нидерландах от Mosa Meat стоил больше 250 тыс. евро

Источник фото: Аgfundernews

В мировых новостях агробизнеса – нидерландская Mosa Meat создает искусственные «гамбургеры» в лаборатории, отказываясь от ГМО и снижая цену. Об этом пишет Аgfundernews.

  • В первый раз компания показала «бургер», полностью выращенный в лаборатории, в 2013 году в Лондоне. Сейчас это только одна из многочисленных компаний на этом рынке. Их товары включают различные виды искусственного «мяса» и «рыбы» – от «тунца» и «наггетсов» из «цыпленка» до «стейков». Подробнее об «искусственной» рыбе – в новостях агрорынка
  • Mosa Meat в феврале привлекла $85 млн, хотя до того, чтобы вывести искусственный «гамбургер» на рынок, осталось еще несколько лет. Но компания уже рассчитывает, какие она разработает новые продукты и как они дойдут до потребителя.
  • В 2013 году компания создала три «бургера» за примерно 250 тыс. евро. Средства субсидировал один из создателей Google Сергей Брин. Он узнал о работе Mosa Meat. Первый «бургер» попробовали сооснователи, второй презентовали в Лондоне, а третий находится в лейденском музее в Нидерландах.
  • Те «гамбургеры» были суховаты – тогда была культивирована только мышечная ткань. Но он не был жирным.  Второй проблемой было использование некоторых ингредиентов животного происхождения, например фетальной бычьей сыворотки (fetal bovine serum). Исследователи не хотели в дальнейшем использовать этот продукт и хотели его исключить из уравнения. Наконец, цена была слишком высока.
  • Сейчас компания научилась выращивать и жир, и мускулы. Сейчас уже продукт производится на основе другой формулы. Цена уже гораздо ниже, но пока что еще очень высока, чтобы продавать товар клиентам, но компания уже разобралась в причинах и знает, как ее снизить до приемлемого уровня в течение ближайших лет.
  • По оценке Mosa Meat, новый продукт пока что в сегменте «премиум». Его хотят позиционировать для ресторанов высокого уровня, но не самых супердорогих. Цена составит от €25 to €35.
  • Второй драйвер, на котором компания рассчитывает продвинуться – новизна. При этом параллельно продукт будет масштабироваться, а цена – снижаться. Через 3-4 года будет достигнут ценовой паритет с традиционным мясом. А в дальнейшем мясо может стать и дешевле.
  • Миссия компании – не просто создать культивируемый «гамбургер», но сделать их миллиарды. Проблема в том, что компания выбрала более трудный путь, выбирая производство продукции без ГМО. Но в итоге то будет удобнее для компании, так как, например потребители Китая и Европы не принимают такую продукцию.
  • Первый важный этап процесса – воспроизводство клеток – уже пройден. Биореакторы уже проверены. Для достижения нужного эффекта Mosa Meat также заключает партнерства с некоторыми местными компаниями, такими, как нидерландская Nutreco, чтобы получить нужные для продукции питательные вещества. Также компания создает торговую ассоциацию.
  • Второй важный выбор компании – производство именно “говядины”. Хотя, как отмечают в компании, это один из самых трудных видов клеток для работы. Mosa Meat видит вокруг себя около подобных 70-80 стартапов. Но настоящим конкурентом компания считает традиционное производство мяса.
  • Но технология Mosa Meat отличается от тех, которые используют другие производители искусственного «мяса». Они берут клетку из живого животного и помещают в биореактор, где клетка будет размножаться, пока их не станет миллиард. На этом этапе многие компании останавливаются. Они перемешивают клетки с растительными ингредиентами, и получается такой гибрид.
  • «Куриный наггетс», который представили в Сингапуре, был примерно таким продуктом, считают в Mosa Meat – в большей степени растительным. Подробнее – в новостях агрорынка. Такой путь помогает дешевле и проще выйти на рынок. Mosa Meat двигается к чисто мясному продукту. Она размножает клетки и помещает их в фазу дифференциации. Так они формируют мускулы. Но на этапе масштабирования уже так не будет.
  • Одна из главных проблем для компании – получить разрешение госрегуляторов. Пока что кроме Сингапура, который уже одобрил продукт, только Европа определила шаги этого процесса. Как сообщалось в новостях агрорынка, например, таким образом было разрешено использование в пищу личинок червей. Но после Сингапура и другие страны смогут быстрее одобрить этот продукт.

Mosa Meat фокусируется на Европе и Сингапуре. Там более ясно, каким образом выйти на рынок. В Сингапуре процесс одобрения самый быстрый. В Европе он занимает около 18 месяцев. И обращаться можно с уже готовым продуктом. Также нужно знать, как именно Вы выйдете на рынок. Пока что компания только готовится к выходу на индустриальный масштаб и пробует технологию. Возможно, ради нее потребуется сделать какие-то переделки и поменять процесс. Больше об альтернативных видах мяса – в новостях агрорынка.