Госфонд может пополниться зерном. ОЗК и Минсельхоз прорабатывают вопрос его увеличения до 6 млн тонн
Зерновой госфонд не будет ликвидирован, как ранее предполагали некоторые аналитики…
Зерновой госфонд не будет ликвидирован, как ранее предполагали некоторые аналитики и участники рынка, более того, могут состояться и закупки в него зерна. Представитель «Объединенной зерновой компании» (ОЗК), которая является госагентом по проведению интервенций, рассказал «Агроинвестору», что компания совместно с Минсельхозом прорабатывает вопрос увеличения запасов зерна в госфонде до 6 млн т, что примерно соответствует месячному потреблению в России. Около половины запасов предполагается направить на поддержку мукомольной отрасли, ежемесячная потребность которой составляет 1,1 млн т зерна. Также ОЗК и агроведомство рассматривают новую концепцию отбора хранителей зерна госфонда для повышения контроля и обеспечения интересов участников рынка при проведении интервенций.
С чего все началось
Ранее на совещании президента Владимира Путина о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин предложил создать на базе интервенционного фонда фонд продовольственного зерна для обеспечения сырьем мукомольных предприятий по нерыночным ценам. Позднее Минсельхоз сообщал, что в целом поддерживает эту идею.
После жалоб мукомолов на высокую стоимость зерна с 13 апреля Минсельхоз начал продажи зерна из госфонда. Как следует из данных Национальной товарной биржи, с 13 апреля по 28 мая было продано около 1,4 млн т, всего агроведомство рассчитывало поставить на внутренний рынок до 1,5 млн т из имевшихся в фонде 1,75 млн т. Закупочные интервенции последний раз проводились в сезоне-2016/17, тогда госфонд пополнился на 954 тыс. т зерна стоимостью более чем 9,1 млрд руб.
Госфонд все-таки нужен
- Интервенционный фонд как инструмент госрегулирования рынка нужен, уверен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, сообщает «Интерфакс». Учитывая существующие в стране логистические проблемы и большие расстояния, нужно иметь запас в 2-2,5 млн т зерна, чтобы мукомолы чувствовали себя более-менее комфортно, и цены на муку были на относительно невысоком уровне.
- Однако интервенционный фонд нужен и для поддержки экспорта: когда этого ресурса нет, внутренний рынок начинает регулироваться с помощью ограничений на вывоз, обращает внимание Рылько.
- При валовых сборах зерна свыше 100 млн т госфонд в его нынешнем виде не может быть эффективным, поэтому нужна его перезагрузка, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
- Однако проблемы мукомолов с доступом к сырью в основном касаются цен, а не объемов пшеницы. Когда подводятся итоги года, оказывается, что невостребованной пшеницы 3-го класса остается довольно много, обращает внимание Корбут.
- Интервенционный фонд доказал свою эффективность как в условиях высоких, так и низких урожаев, говорит руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. В том числе запасы зерна оказались востребованы сейчас, когда на фоне роста цен и девальвации рубля активизировался экспорт. «Во всех экстремальных ситуациях нужен рычаг регулирования», – уверен он.
- Он считает, что в фонде необходимо иметь двух-трехмесячный запас для обеспечения мукомольной отрасли и влияния на рынок – это около 2-3 млн т, сохранив при этом систему закупки. Продавать зерно из госфонда нужно через биржевые торги, к которым могут быть допущены только мукомолы с реальными мощностями, также нужно минимизировать затраты на содержание фонда.
Нужно менять элеваторы
Дмитрий Рылько полагает, что в первую очередь нужно убрать государственное зерно с элеваторов, которые финансово и логистически не годятся для его хранения. Павенский тоже думает, что хранителями госфонда должны быть крупные финансово устойчивые предприятия мощностью 100-300 тыс. т, способные быстро отгружать зерно по железной дороге – хотя бы 10-15, а лучше 20 вагонов в сутки. Возможно, такие элеваторы стоит сертифицировать именно для хранения интервенционного фонда, допускает он.
Также следует навести порядок при выгрузке зерна с элеваторов победителям торгов: в этом году были случаи, когда тарифы завышались, напоминает Рылько. Буквально два дня назад ФАС сообщала, что продолжает контролировать работу элеваторов. После вмешательства службы и прокуратуры шесть элеваторов снизили тарифы на хранение и отгрузку зерна.
Реформирования или трансформации требует не сам госфонд, а система хранителей зерна, критерии отбора которых при создании фонда были очень мягкими, соглашается ОЗК. Это привело к тому, что сегодня участники рынка столкнулись с недобросовестными действиями некоторых из них. В частности, это необоснованные завышения цен на отгрузку, технические сложности при отгрузке зерна и т. п.
Выводы
Иметь резерв на всякий случай – особенно сейчас, на фоне оценок возможного снижения урожая зерна в основных регионах-производителях на 30% – безусловно, было бы не лишним. Однако возникает вопрос: есть ли у государства деньги на проведение закупочных интервенций и хранение 6 млн т зерна. Учитывая среднюю стоимость хранения на уровне 900 руб./т в год, только на это нужно 5,4 млрд руб. и это без страховки. К тому же закупочные цены, установленные ранее Минсельхозом для сезона-2020/21, ниже текущих рыночных, так что непонятно, кто может заинтересоваться продажами в госфонд.