​​Эксперт оценил ситуацию на рынке лука

Доходность овощеводов падает

После роста цен в начале года производители начали поставлять со складов дополнительные объемы лука, ситуация на рынке стабилизируется, сообщил Agrotrend.ru исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельного союза) Алексей Красильников. 

Что случилось

• С февраля 2022 по февраль 2023 года лук в оптовом секторе подорожал на 28,7% до 19,3 руб./кг. Он стал единственным продуктом из борщевого набора, на который выросла цена, сообщила газета “Ведомости” со ссылкой на данные Минсельхоза.

• Из-за январских морозов в странах Центральной Азии овощи испортились на неотапливаемых складах. И во избежании дефицита власти Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана запретили экспорт лука

• После этого российские поставщики начали повышать цены на 20-60%, а то и на 150%, говорят источники “Ведомостей”.

Подробности

“Ситуация такова, что полной картины по объемам запасов лука на складах нет. Тем не менее, в прошлом году урожай лука вырос”, – отмечает Красильников.

Рынок ориентируется на цену ретейлеров: когда сети сталкиваются с ограниченным предложением и начинают искать повсюду товар, цена растет. “Так было и в последний месяц с луком, но сейчас активнее пошли поставки лука со кладов, и оптовые цены стабилизируются, – пояснил эксперт. 

К тому же обычно с февраля начинается импорт лука из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Египта, который может компенсировать выпавшие объемы, добавил Красильников.

Контекст

По данным Минсельхоза, в 2022 году сбор лука в организованном секторе (в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах) вырос на 8,3% до 1,1 млн т, капусты – на 19,3% до 953,1 тыс. т, свеклы — на 9,3% до 416,6 тыс. т, моркови — на 9,5% до 841,3 тыс. т, картофеля – на 9%, до 7,2 млн т. Эти показатели не учитывают сбор овощей в частном секторе.

Капуста за год к февралю подешевела на 58,6%, до 12,7 руб./кг, картофель — на 37,3%, до 17,2 руб./кг, свекла — на 28,8%, до 15,8 руб./кг, морковь — на 20,4%, до 18,8 руб./кг.

Выводы

• Рост цен на лук создает благоприятную конъюнктуру для увеличения отечественного производства. В результате резкого увеличения предложения в новом сезоне цена может резко упасть, а вслед за ней и доходность. Это может снизить стимулы для дальнейшего наращивания объемов производства. “Рынок крестьянина тренирует, но не учит”, – заметил эксперт.

• В этом сезоне доходность овощеводов снижается по “борщевому набору”, кроме лука. “Да, по урожаям даже побили рекорды, но спроса нет, остатки растут. Например, по картофелю, – говорит Красильников. – Возможна такая ситуация, что ближе к новому урожаю картофель будут “сливать”, а значит цены и доходность еще больше упадут”.

• Экспорт картофеля не растет по причине крепкого рубля и не поможет в этом сезоне убрать излишки картофеля с внутреннего рынка. “По цене российская продукция неконкурентоспособна на рынках наших зарубежных потребителей – стран Средней Азии – по сравнению с аналогами из Ирана и Пакистана. Прежде всего, из-за высокой доли затрат на логистику. Хотя российский картофель потребители любят, он вкуснее”, – говорит Красильников. По его словам, стоимость доставки иногда доходит до стоимости самого товара. “Чтобы исправить ситуацию, необходимо развивать специализированные транспортные коридоры взаимных поставок фруктов и овощей”, – считает эксперт.