Жвачка стала лидером по росту цен

Топ-10 подорожавших за год продуктов

Жевательная резинка за год после введения санкций подорожала сильнее всех товаров продовольственной категории, пишет РБК со ссылкой на данные Росстата.

В марте 2023 года средняя цена упаковки жвачки в рознице составляла 39 руб. (пик цены был достигнут в феврале 2023 года – 39,39 руб. за упаковку). По сравнению в мартом 2022 года ее стоимость выросла на 22,3%, что стало рекордным показателем с 1999 года. 

Рост цен начался после ввода западных санкций, которые привели к разгону курса доллара, нарушению логистических цепочек и массовой приостановке бизнеса иностранных компаний в России, пишет РБК. Основа для жевательной резинки ввозится из-за рубежа, как и материалы для упаковки. 

До того основное сырье попало под санкции, в Россию основа завозилась морским транспортом из Испании. Сейчас производители перешли на поставки из Бразилии и Египта, а также налаживают связь с Китаем. Из-за удорожания логистики поставщики подняли цены до 40%.

Топ-10 подорожавших за год продуктов

(март 2023 года к марту 2022 года) 

  1. жевательная резинка – на 22,3%, до 39 руб. за упаковку;
  2. маргарин – на 22%, до 242 руб./кг;
  3. огурцы – на 20%, до 201 руб./кг;
  4. зефир и пастила – на 17,4%, до  400 руб./кг;
  5. печенье – на 17,3%, до 255 руб./кг;
  6. сливочное мороженое – на 17,2%, до 677 руб./кг;
  7. томатные консервы – на 16,9%, до 329 руб./кг;
  8. пряники – на 16,1%, до 213 руб./кг;
  9. репчатый лук – на 16%, до 55 руб./кг;
  10. варенье и джем – на 15,8%, 437 руб./кг.

Подробности

Российский рынок жевательной резинки распределен между Wrigley (“дочка” корпорации Mars, выпускает продукцию под брендами Orbit, Wrigley’s, Eclipse), Mondelez International (Dirol) и Perfetti Van Melle (Mentos). По данным исследовательской компании Ipsos, в 2022 году доля потребителей этого продукта заметно снизилась: если в четвертом квартале 2021 года жвачку потребляли 30% россиян старше 16 лет, проживавщих в крупных городах, то к четвертому кварталу 2022-го доля потребителей упала до 25,6%.

По данным исследовательской компании NielsenIQ, объемы продаж жевательной резинки за 12 месяцев до февраля 2023 года снизились на 2,9% год к году, в денежном выражении продажи выросли на 16,1%. При этом спрос на жвачку стал падать с периода пандемии COVID-19.

Контекст

В первом квартале 2023 года инфляция в России составила 1,7%. Прогноз Банка России по инфляции на 2023 год составляет 5-7%, Минэкономразвития – 5,5%.