Reuters: в 2020 году Китай потребит 40+ млн тонн свинины

В следующем году КНР продолжит наращивать закупки мяса: внутренний спрос растет, а свое поголовье в стране еще не восстановилось

Источник фото: Фото: Bernd Dittrich / unsplash.com

Несмотря на влияние COVID и последствий африканской чумы свиней (АЧС), спрос Китая на мясо не падает, пишет Reuters. Китай – крупнейший потребитель мяса. Ожидается, что в этом году жители городов КНР съедят 40,3 млн т свинины, прогнозирует Минсельхоз США (USDA).

  • Потребление свинины в Китае в два раза превышает предположительное потребление в ЕС в этом году. Свинина – наиболее популярное у жителей КНР мясо. Однако спрос страны на говядину и курицу в этом году тоже ожидается выше, чем во всех странах, кроме США.
  • Производство свинины в Китае тоже большое, несмотря на потери поголовья в предыдущие годы. По итогам года местные производители свинины могут выпустить больше 36 млн т свинины. Это в три раза больше, чем в США. А например, ЕС производит 24,1 млн т свинины в год.
  • Однако в любом случае местное производство не покрывает потребностей Китая в свинине – тем более после того, как несколько лет назад значительная часть поголовья была уничтожено пандемией АЧС. В итоге в прошлом году производство свинины в КНР рухнуло сразу на 21%. Несмотря на усилия производителей по восстановлению рынка, в 2020 году выпуск этого мяса может упасть в КНР еще на 15%, предполагает USDA.
  • В итоге цены на свинину в Китае растут, а потребительский спрос остается высоким. Уже в прошлом году страна была одним из крупнейших глобальных импортеров свинины, и им же остается теперь. В 2020 году ее закупки вырастут на 76% – до 4,4 млн т. Это составит около 43% всей мировой торговли свининой, подсчитали опрошенные Reuters эксперты.
  • Нынешний импорт – не предел, думают они. Закупки могут вырасти еще больше после того, как Китай снизил тарифы на ввоз свинины из США после подписания торговой сделки в январе. Согласно ее условиям, в течение двух лет КНР дополнительно приобретет у Штатов агротоваров на $32 млрд, включая свинину.
  • В Китае растут реальные располагаемые доходы населения, в том числе среднего класса. Таким образом, растет и спрос на мясо. Потребление в Китае свинины достигает 24,4 кг, а мяса птицы – 14 кг человека в год. А, скажем, говядины в США потребляют 26,3 кг, а в Китае – всего 4,1 кг на человека за год, что является примером потенциала роста китайского рынка.
  • Этот год стал пиковым годом для Китая с точки зрения спроса на свинину. По его итогам Китай может закупить около 7 млн т продукции свиноводства – 4,5 млн т свинины и 1,5 млн т субпродуктов, рассказал Agrotrend.ru гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.
  • Но если раньше масштабные закупки КНР влияли на цены, то с 2019 года пик их роста, вызванный китайским фактором, уже прошел: цены свинины стабилизируются даже в самом Китае, говорит он. Причина в том, что страна стремительно восстанавливает поголовье свиней после АЧС: государством поставлена задача за несколько лет восстановить его на 90-95%, знает Ковалев. Но в любом случае КНР пока продолжит покупать на внешних рынках примерно по 3,5 млн т свинины в год, оценивает эксперт.
  • Активный спрос Китая оказывает влияние и на российских производителей свинины – правда, косвенное, указывает Ковалев. Так, растет ее экспорт – но не в Китай, еще не допустивший к себе нашу продукцию, а в соседние страны региона: главным образом, в Юго-Восточную Азию, Гонконг и Вьетнам.
  • По прогнозу союза свиноводов, в этом году Россия продаст на глобальный рынок почти в два раза больше свинины, чем год назад: 180-190 тыс. т vs 100 тыс. т. Что касается возможного открытия рынка Китая для свинины из России, то КНР очень жестко придерживается своих требований по АЧС, напоминает Ковалев. Например, недавно Китай полностью запретил ввозить свинину из Германии после обнаружения там зараженного чумой дикого кабана, хотя Германия была очень крупным поставщиком в эту страну. Теперь ее долю на китайском рынке активно занимает Испания.
  • Россия тоже не теряет надежды поучаствовать в разделе китайского рынка. «Мы надеемся, что Китай признает наши системы регионализации и компартментализации, – говорит Ковалев. – В том числе разрешит поставки свинины из зон, свободных от АЧС».
  • Впрочем, переговоры по доступу российской свинины на рынок КНР идут уже больше 7 лет. За это время китайские и российские ветслужбы обсудили, казалось бы, все спорные вопросы, напомнил в интервью Agrotrend.ru глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Диалог об экспорте нашей свинины в Китай велся и на самом высоком уровне, однако пока прогресса не видно, указывает он.
  • Главные препятствия на пути нашей продукции свиноводства в Поднебесную – регулярные вспышки в России африканской чумы свиней и непризнание Китаем регионализации по этой болезни, резюмирует Юшин. То есть КНР рассматривает стану как единое целое, и не допускает нашу свинину, пока хотя бы в одном ее регионе есть действующий очаг АЧС. Но, по мнению Юшина, даже если бы рынок Китая вдруг и открылся, то все равно предприятий с правом поставок было бы немного: китайцы очень озабочены последствиями АЧС для собственного свиноводства и экономики в целом, «так что широкими ворота для экспорта в любом случае не будут».
  • Даже сам факт достижения договоренностей по свинине с Китаем уже бы стабилизировал внутренние цены на свинину, которые в последние недели активно снижаются, продолжает Юшин. Тем более что в следующем году ожидается существенный прирост отечественного производства свинины (минимум 200 тыс. т), и в этой ситуации экспорт помог бы избежать обвального падения цен. Для сравнения, в 2020 году выпуск свинины в России прибавится на ≈300 тыс. т (обе цифры – в убойном весе).
  • «Самое важное – убедить китайских друзей в том, что наша продукция абсолютно и гарантированно безопасна, – настаивает Юшин. – Ведь мы уже поставляем свинину в 11 стран, и для Китая готовы дать дополнительные гарантии». Но когда для России может открыться этот самый большой в мире рынок, эксперты прогнозировать не берутся. Юшин предполагает лишь, что, как только это произойдет, появится возможность поставлять в Китай большой ассортимент продукции из свинины, а не какие-то отдельные части. Так было с мясом птицы: Россия рассчитывали только на экспорт субпродуктов, а когда КНР разрешила ее поставлять, то наши компании начали продавать туда много других частей бройлера.

Китай не только во многом изменил правила игры в мировой торговле свининой, но и оказывает большое влияние на мировой рынок зерна, поскольку стремительно растущему местному поголовью остро не хватает кормов.  

Китай и альтернативные белки

В последние годы Китай становится еще и драйвером производства и потребления альтернативных белков, в том числе искусственного «мяса». На рынке страны работают либо хотят работать такие лидеры этого сегмента, как Beyond Meat и Impossible Foods. Они делают для  китайцев аналоги мяса из горохового и соевого белков. И если сначала производители искали альтернативу именно говядине, то сейчас они уже заинтересованы и в растительных заменителях свинины. Гонконгская компания Right Treat первая начала производить здесь «свинину» из сои, гороха, грибов шиитаке и рисового протеина. В Китае есть и две местных компании этого профиля – Zhenmeat и Starfield, которые занимаются выпуском традиционно китайских заменителей мяса.

Китайцы – активные покупатели растительных аналогов мяса. Их местный рынок вырос на 33,5% с 2014 года – до $9,7 млрд в 2018-м, подсчитал Euromonitor. К 2023 году размер этой индустрии достигнет $11,9 млрд. Impossible Foods пока что преодолевает административные барьеры, чтоб попасть на китайский рынок, а Beyond Meat уже планирует там строительство завода рядом с Шанхаем. От них старается не отставать и Nestle, расширяя свои мощности по производству в КНР растительного мяса. Но главное ограничение роста этого рынка – цена. Растительные аналоги пока заметно дороже традиционного мяса. Вторая важная причина – вкус: он все еще отличается от привычных, традиционных видов продуктов.