Экспортерам начали задерживать оформление сертификатов

Поставщики пшеницы сетуют на проволочки при выдаче фитосанитарных документов

Экспортеры пшеницы начали испытывать трудности при отправке товарных партий за рубеж из-за негласных административных барьеров. Об этом в пятницу написал «Коммерсантъ» (Ъ) со ссылкой на трех анонимных источников из числа трейдеров.

  • Крупный экспортер сообщил Ъ, что таможня начала задерживать грузы для досмотра на срок до 10 дней, хотя раньше на проверку уходило намного меньше времени. Другой собеседник рассказал, что затруднен прием зерна при железнодорожных перевозках в порты Балтии и в направлении южных экспортных портов. Трейдеры жалуются, в частности, и на трудности с подачей вагонов.
  • Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько знает от участников рынка о возникновении у таможенников вопросов к весу партий пшеницы. А проблемы с вагонами могут быть следствием большой загруженности железной дороги, думает он. Трейдеры опасаются, что теперь придется разгружать суда и взвешивать груз повторно, что усложнит логистику и сделает ее дороже.
  • Замедление отгрузок зерна имеет место, подтверждает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Таможенники дольше готовят документы и проверяют грузы. Обеспокоенность среди экспортеров уже очень высокая, знает эксперт. В экспортных контрактах важен каждый день. Простои могут вызвать необходимость переплачивать за фрахт, а не только угрожают срывом сроков. Возможно, все-таки эти затруднения – не скоординированная негласная кампания, а инициатива регуляторов на местах, надеется Сизов.
  • Федеральная таможенная служба не получала запросов от участников рынка о такого рода проблемах, сообщили Ъ в ФТС.
  • Если зерно было законтрактовано ранее, то задержки могут повредить имиджу России как надежного поставщика на мировом агрорынке, предупреждает предправления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Конкуренты могут заподозрить страну в отсутствии ответственности и профессионализма. Российское зерно уже заняло первое место на мировом рынке, а это предполагает определенные обязательства по бесперебойным поставкам, считает он.
  • Reuters также узнал о проблемах с получением документов на границе от анонимных источников. Они подозревают, что замедление имеет отношение к принятым в начале этой недели решениям о введении тарифной квоты на экспорт зерна. Она должна вступить в силу с 15 февраля, и завершить свое действие по 30 июня 2021 года. Объем квоты – 17,5 млн т. Она будет распределена по историческому принципу – то есть на основе тех объемов, которые трейдеры уже вывезли во второй половине этого календарного года.
  • Ситуация возможных негласных административных ограничений на экспорт растениеводческих commodities возникает в этом году не в первый раз. В ноябре экспортеры масличных жаловались на такие же трудности при вывозе подсолнечника. Их жалобы совпали с принятием решения о повышении вывозной пошлины на него с февраля-2020 до запретительных 30%.
  • Россельхозназор не подтверждает, что сейчас имеют место какие-либо негласные ограничения на экспорт пшеницы. Однако ведомство фактически намекает участникам рынка на возможные регулятивные меры. Вчера там проинформировали о недовольстве стран-импортеров качеством российского зерна.
  • Как написал ТАСС со ссылкой на сообщение Россельхознадзора по итогам онлайн-встречи с экспортерами, в этом году стало больше нотификаций с информацией о несоблюдении российской стороной требований стран-импортеров. До этого вопросы вызывало карантинное фитосанитарное состояние товара, напомнил замдиректора службы Антон Кармазин. Сейчас, по его словам, есть претензии к безопасности: страны-покупатели фиксируют содержание в зерне пестицидов и даже ГМО.
  • Анализ деклараций о соответствии и протоколов испытаний показывает, что иногда лаборатории, которые упоминаются в документах, просто не существуют, добавил чиновник. По его словам, с начала года найдено больше 30 таких псевдоучреждений. Все это может помешать росту поставок зерна за рубеж, предупредил Россельхознадзор.

На 13 декабря стоимость фрахта в портах Ростова-на-Дону и Азова достигала $21-36/т пшеницы в зависимости от направления. В Ейске и Таганроге фрахт стоит $20-34/т. Экспорт зерновых с января по ноябрь вырос на 20% до $8,6 млрд.