Инвестиции в FoodTech достигли рекорда в $8,4 млрд

2020 год стал драйвером стартапов, сделок и запусков новых услуг в фудтех-сфере

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

В 2020 году вложения в фудтех (FoodTech) – услуги по доставке продуктов и связанную с ними экосистему – выросли до $8,4 млрд за январь-сентябрь. Такие данные в своем отчете приводит компания Finistere Ventures (FV), которая специализируется на инвестициях в аграрные предприятия с новыми технологиями.

  • За весь 2019 год инвесторы вложили в фудтех заметно меньше – $7 млрд. По оценке FV, прошлый год установил пятилетний рекорд по инвестициям в это направление. В 2020 году потребительские предпочтения продолжили фокусироваться на компаниях, которые занимаются альтернативными белками, пишет FV. Но плюс ко всему такие игроки сделали ставку на функциональность, удобство и новизну своих сервисов.
  • COVID вернул тренды на готовку дома, о чем уже писал Agrotrend.ru в новостях агрорынка. Люди пытались ограничить визиты в офлайн-магазины. Все это привело к взрывному росту спроса на услуги фудтеха. Наибольшим интересом у инвесторов пользовалась сфера доставки продуктов. По данным FV, они получили 57% всех инвестиций в фудтех за первые три квартала 2020 года.
  • Например, Нью-Йорк, пишет Forbes, в прошлом году пережил резкий взлет спроса на мобильные приложения по доставке еды — DoorDash (сейчас это лидер с 50% рынка), Uber Eats и Grubhub. По данным издания, спрос обеспечили перешедшие на удаленный режим работы потребители, почти не решавшиеся во время локдауна выходить из дома. Бизнес-модель DoorDash оказалась настолько удачной, что компания месяц назад провела IPO, на котором заработала больше $3,3 млрд.
  • В Великобритании выручка сферы онлайн-доставки еды за год прибавила 11,5% и выросла до £4,2 млрд. По данным Forbes, один из самых любимых англичанами delivery-сервисов — индийский агрегатор Zomato. Он, как и российский аналог – «Яндекс.Доставка» — привозит продукты и блюда из ритейла и ресторанов. В сентябре Zomato привлекла $195 млн средств инвестфондов, и стала стоить $3,6 млрд.
  • Крупнейшей за 2020 год инвестицией в фудтех, согласно данным венчурной платформы Dsight, стал стартап GoPuff из США. За 30 минут он умеет доставлять потребтовары первой необходимости – такие, как безрецептурные препараты, детское питание и алконапитки. Инвесторы, включая Softbank, вложились в него $380 миллионами, оценив компанию в $3,9 млрд.
  • В России драйвером фудтех-направления стал сетевой ритейл. COVID заставил торговые сети (которые кроме, пожалуй, «Утконоса» и отчасти «Азбуки вкуса» никогда не уделяли внимания онлайн-сервисам) в разы ускорить внедрение новейших технологий. Большинство крупных игроков рынка сделали приложения по доставке на дом продуктов, других FMCG-товаров и готовых блюд.
  • Как напоминает Forbes, только с марта по май в сфере торговли онлайн стало на 30 новых игроков больше. Мобильные приложения и физическую инфраструктуру доставки сделали «ВкусВилл», «Магнит» и другие. X5 Retail Group вывела на рынок агрегатор экспресс-доставки продовольствия и готовой еды «Около». В марте, еще до локдауна, в Delivery Club рассказывали о взлетевшем на 22% в столичном регионе спросе на доставку продуктов. Как раз тогда жители московской агломерации на волне первой информации о коронавирусе начали лихорадочно пополнять продовольственные запасы.
  • Растет в России и сегмент доставки готовых блюд. По данным исследования РБК, по итогам 2020 года его ждет беспрецедентный рост — на 47% до 258 млрд руб.
  • 2020 год стал драйвером фудтех-сделок в России. «Сбер» и Mail.ru Group купили контрольный пакет сервиса доставки «Самокат». Он, как и американский GoPuff, доставляет товар в течение получаса. В октябре те же компании поглотили сервис экспресс-доставки еды «Кухня на районе».
  • А инвестицией №1 в российском фудтех, как считает Dsight, стал в прошлом году инвестраунд на $5 млн, вложенных в платформу доставки продуктовых наборов Elementaree. Инвесторами выступили, в частности, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и пищевая группа Bonduelle. Сервис представлен только в Москве и Питере. Привлеченные средства позволят ему начать экспансию в Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск.
  • Другими популярными направлениями фудтех-инвестиций в мире стали проекты, оптимизирующие логистические цепочки, упрощающие закупку еды и ее приготовление. Вложения в аграрные предприятия (AgTech) тоже росли в пандемию, несмотря на экономическую неопределенность. На конец 3Q 2020 агростартапы подняли инвестиций на $11,6 млрд, а с 2010 года – на $46,4 млрд. Фермеры сфокусировались на безопасности рабочих и на роботизации производств.
  • Глобальные инвестиции в новые аграрные предприятия, по данным FV, в первые три квартала 2020 года достигли $3 млрд против $2,7 млрд за весь 2019-й. Это первый подобный взлет за последние 10 лет.
  • Также большие вложения за 2020 год получили лидеры нишевых направлений — производители растительных аналогов «мяса» и «молока» Impossible Foods и Beyond Meat, о чем ранее неоднократно сообщал Agrotrend.ru. В прошлом году такие игроки привлекли 31% инвестиций в фудтех. Люди стали обращать больше внимания на эффект, который оказывает на здоровье и внешнюю среду производство мяса. Но следующей волне стартапов такого рода уже нужно будет продемонстрировать что-то принципиально новое по сравнению с нынешними лидерами, полагает FV.

Даже Uber в период пандемии впервые в своей истории заработал на доставке продуктов вдвое больше, чем на основном бизнесе – такси, о чем ранее сообщал Agrotrend.ru в своих новостях агрорынка. В первой половине 2020 года доставка помогла компании получить  $6,96 млрд выручки, а услуги такси – чуть больше $3 млрд.