Чиновники убеждают поставщиков сдерживать цены на продукты

Минсельхоз ведет с производителями продовольствия неформальные переговоры о недопустимости роста цен

По данным источников «Коммерсанта» (Ъ), Минсельхоз России выходит на контакт с компаниями АПК, пытающимися повысить отпускные цены на продукты. Под пристальное внимание попадают и те, кто только информирует торговые сети о потенциальной индексации. Официальных комментариев ни производители, ни сети, конечно же, не дают.

  • Минсельхоз старается не допустить роста цен на те продукты, ценообразование которых пока не регулируются соглашениями между бизнес-ассоциациями. Предметы таких соглашений – пока только подсолнечное масло и сахар. По данным Ъ, переговоры проходят в неформальном ключе – в формате устных бесед чиновников с производителями.
  • Представители министерства якобы спрашивают их о факторах, которые вызвали рост отпускных цен, и просят изменить решение. В поле внимания министерства – компании из перечня, подготовленного Минпромторгом по отзывам торговых сетей. А те, в свою очередь, назвали поставщиков, объявивших о пересмотре цены или повысивших ее.
  • Тема поднималась на недавнем совещании ритейла с Минпромторгом, рассказали Ъ источники из числа сетей. Как ранее сообщал Agrotrend.ru в новостях о Минсельхозе России, минимум одно аналогичное совещание было и в агроведомстве. Там ставился вопрос о возможности фактического регулирования цен и на другие продукты, помимо сахара и масла – зерно, яйца и картофель.
  • Сети сообщают о случаях уведомлений от поставщиков о повышении цен на кофе, чай, мясо, рыбу, «кондитерку» и хлебобулочные изделия, яйца и крупы. Agrotrend.ru писал в новостях агробизнеса, что кондитеры недовольны подорожанием сахара. После 15 января сети получили заметно больше подобных уведомлений, чем получали ранее, пишет Ъ.
  • Ритейлеры пробовали повлиять на поставщиков, но не преуспели: те объяснили индексацию объективными причинами – ростом затрат на сырье и энергоносители. Тогда сети пожаловались курирующему их Минпромторгу, а тот обратился в Минсельхоз.
  • В прошлом году власти советовали сетям не соглашаться с повышением цен, на котором настаивают поставщики. С декабря эти требования не повышать цены стали императивными, объясняю сети. Но без участия поставщиков трудно держать цены, сетуют они.
  • У ритейла уходит много времени на коммуникации с властями, требующими предоставления больших массивов оперативной информации по товарным запасам, розничным и закупочным ценам. Эффекта от такого взаимодействия нет, анонимно говорят они. Ритейлеры негласно советуют чиновникам самим обращаться к поставщикам с просьбами о сдерживании цен на продовольствие.
  • Как говорит один из производителей, во всей этой истории речь идет о повышении цен всего лишь на несколько процентов, тогда как наценка сетей – «десятки процентов». Причем требуют держать отпускные цены не только на «социальный» ассортимент, но также на товары среднего и премиального ценовых сегментов. В итоге производители продуктов могут снизить выпуск или сфокусироваться на более дорогих и выгодных товарах.
  • Переговоры Минсельхоза с представителями сектора АПК – способ удержания инфляции в разумных рамках, уверен старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко. Это как раз может стать способом уйти от официального госрегулирования, как с подачи президента Владимира Путина получилось с сахаром и подсолнечным маслом. Как сообщал Agritrend.ru в новостях агрорынка, пока высшие власти на словах выступают против дальнейшего госрегулирования.
  • В Минсельхозе утверждают, что активно взаимодействуют с отраслевыми союзами и поставщиками по вопросам динамики цен и регулирования рынка, чтобы остановить необоснованный рост цен на базовые продукты. Минпромторг тоже постоянно следит за положением, чтобы вовремя принять меры и с целью анализа принятых решений по ограничению экспорта и субсидиям. Например, в новостях агрорынка уже проходила информация о повышении пошлин на вывоз зерна.
  • В начале самоизоляции государство и участники рынка смогли побороть последствия ажиотажного спроса на продукты, припоминает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Эта практика могла натолкнуть власти на представление о том, что регуляторное воздействие лучше рыночного.
  • В настоящее время все стараются дождаться конца первого квартала, когда заканчивается действие существующих ценовых соглашений. Подробнее об их условиях можно прочитать в новостях агрорынка на Agrotrend.ru. Расширение практики регулирования на другие продукты может оказаться «катастрофой», говорят участники рынка.

Кампания по сдерживанию цен в России началась после того, как на совещании по экономическим вопросам в декабре прошлого года Путин обратил внимание на подорожание сахара более чем на 70%.