Россия увеличила экспорт масложировой продукции на 25%. Минсельхоз продолжает обсуждать вопрос об увеличении экспортной пошлины на подсолнечник
По итогам прошлого года рост российского производства растительных масел (включая…
По итогам прошлого года рост российского производства растительных масел (включая кукурузное) и их нерафинированных фракций составил 12,6%. Экспорт масложировой продукции за данный период увеличился более чем на 25%, превысив $4 млрд, было отмечено в ходе рабочего совещания, посвященного текущей ситуации на рынке масложировой продукции, планам по экспорту на 2020 год и мерам поддержки отрасли, которое состоялось в Минсельхозе.
По словам заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, одной из ключевых задач отрасли остается выход на достаточный уровень самообеспеченности семенами масличных культур, и ее решение возможно только при создании и широком применении новых конкурентоспособных сортов семян. Для снижения уровня импортозависимости отраслевого рынка Минсельхоз России разрабатывает подпрограмму «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации».
Участники совещания обсудили также вопросы, связанные с обеспечением перерабатывающих предприятий необходимыми объемами сырья. В частности, эффективной регуляторной мерой на рынке масличных может стать временное увеличение экспортной пошлины на подсолнечник с целью ограничить его поставки на внешние рынки, считает ведомство. В 2019 году вывоз данной агрокультуры за рубеж увеличился более чем в пять раз. Минсельхоз вынес вопрос о повышении пошлины на рассмотрение подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.
Увеличить пошлину на экспорт подсолнечника предлагается с текущих 6,5% до 20%. Это поможет сдержать отток сырья за рубеж, но может повлечь за собой и ряд других последствий.
- Введение данной меры приведет к снижению цены на подсолнечник, что выгодно переработчикам, но не аграриям.
- При ограничении рынков сбыта сельхозпроизводители могут начать сокращать посевные площади агрокультуры.
- Сдерживание экспорта подсолнечника станет одним из препятствий для реализации планов по наращиванию отгрузок масложировой продукции. К 2024 году объем вывоза товаров сектора, по прогнозу Минсельхоза, должен увеличиться более чем в два раза — до $8,6 млрд.
- Пострадать от введения экспортной пошлины в конце концов могут и сами переработчики масличных: если аграрии сократят посевы, производство масла и как следствие его экспорт снизятся.
Важными рынками для экспорта масличной продукции России в 2019 году стали Китай, Иран и Индия. В частности, КНР наращивает закупки льна, является одним из крупнейших покупателей российской сои и рапса, а также увеличивает объемы импорта из России всех видов растительных масел. Иран является крупнейшим покупателем российского подсолнечного масла. Также страна нарастила закупки в России соевого масла. Стремительно наращивает импорт российского подсолнечного масла и Индия.
По прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), по итогам сезоне-2019/20 экспорт подсолнечного масла из России может увеличиться до 3,2 млн т против 2,6 млн т годом ранее.