ГЛАВНОЕ
В секторе тепличных овощей – крупная сделка M&A. Если ее закроют, то сменится лидер на этом рынке
Группа «Рост» может стать российским лидером по производству овощей закрытого грунта. Принадлежащая бизнесмену Сергею Рукину, эта компания приобретает производителя огурцов, помидоров и баклажанов «Долина овощей». В результате сделки «Рост» может занять лидерские позиции в тепличном секторе не только в России, но и в мире, подсчитали «Ведомости». Сделку подтвердили представители обеих сторон.
- «Долина овощей» продает овощи под одноименным брендом и клубнику под маркой «Выберри меня». Компания владеет 195 га теплиц, из которых 182 га – действующие. Еще 13 га владелец обещает построить до конца года.
- У «Роста» — четыре работающих и две строящихся теплицы общей площадью ≈193 га. Из них 48 га будут завершены в этом месяце и 46 га – еще за 10 месяцев. «Рост» производит овощи среднего ценового сегмента – «Рост» и «Луховицкие овощи», а также премиальные Dolce Vita, Flamenco и «Томаты медовые».
- По итогам сделки общая площадь закрытого грунта у «Роста» составит 388 га. А выпуск продукции может достичь 320 тыс. т/год овощей, салатов и ягод.
- Закрыв сделку по поглощению «Долины овощей», «Рост» будет управлять 10 тепличными комплексами в 11 регионах: Московской, Тюменской, Липецкой, Брянской, Ростовской, Нижегородской и Тамбовской областях, в Мордовии, в Краснодарском и Ставропольском краях. Также у «Роста» есть склад в Подмосковье на 20 тыс. кв м и газовое месторождение в Ростовской области.
- Сумма сделки не раскрывается. «Долина овощей» владеет 120 га теплиц пятого поколения, и ее стоимость может быть примерно равна инвестициям (≈45 млрд руб.) за вычетом долга и амортизации. Так считает директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Бизнес «Долины…» может стоить 25-30 млрд руб., думает партнер «НЭО-центра» Инна Гольфанд.
- Большая часть суммы будет оплачена продавцу долями в ГК «Рост», и собственники «Долины овощей» станут миноритариями. Рукин сохранит мажоритарную долю.
- «Долиной овощей» владеют семь основателей – Андрей Гриднев (25%), Александр Лашин (15%), его сын Дмитрий (12,5%), Игорь Соколов (15%) его сын Максим (7,5%), Владимир Цанава (12,5%) и Иосиф Берая (12,5%).
- В итоге сделки компания за счет объединения станет эффективнее, уверен Дмитрий Лашин. А собственники останутся в бизнесе, доволен он.
- «Рост» планирует присутствовать в ключевых регионах страны, чтобы успеть собирать овощи в период созревания, когда у них лучшие вкусовые качества, и быстро доставлять потребителю. Единая управляющая компания увеличит операционную эффективность и позицию брендов, отмечает Рукин.
- Синергия может повысить качество продукции и улучшить дисциплину поставок — например, за счет логистики, отмечает коммерческий директор «Перекрестка» Дмитрий Медведев.
- Свежие овощи будут быстрее поступать на полки магазинов за счет улучшения логистики, планирования прозводственных циклов, сокращения издержек и потерь, поддерживает его руководитель дирекции по категорийному менеджменту свежих товаров «Магнита» Егор Шумилин.
- У «Роста» сильные маркетинг и продажи, а ранее компания много инвестировала в разработку и продвижение премиальных брендов, подчеркивает Глушков. В результате сделки у нее в портфеле теперь будут еще и массовые недорогие бренды «Долины овощей».
- В результате санкций в 2014 году в поддержку российских тепличных компаний начали вкладывать большие бюджетные средства. По оценке Национального плодоовощного союза, 44+ млрд руб. были перечислены на одну только компенсацию затрат по строительству (САРЕХ) и на льготные кредиты. За эти годы появились 1286 га новых комплексов, а производство овощей закрытого грунта увеличилось на 80%, до 1,3 млн т/год. Теперь Россия потребляет 90% своих, а не импортных, огурцов, и ≈60% — томатов.
ВЫВОДЫ
Двое игроков по сути объединяются, чтобы вместе стать сильнее. Но сделок с такой логикой больше, наверное, и нет. Сейчас многие владельцы теплиц ищут просто покупателей на свои активы. Особенно те, кто пришел в отрасль из других бизнес-сфер на фоне «контрсанкционной» эйфории и щедрых САРЕХ от государства. Но в бизнесе оказалась высокая валютная составляющая, сказалась нехватка компетенций, рынок быстро насытился, САРЕХ с прошлого года отменили, а в период COVID-пандемии начал падать спрос на овощи. Так что в ближайшее время мы увидим не только инерционный рост производства огурцов и помидоров, но и много сделок по вынужденному выходу из обременительных тепличных активов – в том числе через санацию и банкротство.
ТЕМЫ ДНЯ
На рынок растительного «мяса» вышел новый российский игрок
«Коммерсантъ» пишет о Welldone — проекте фонда Aintrigud (50% у совладельца Нижегородского масложирового комбината Ивана Сидорока) и группы инвесторов. В числе последних – президент фармкомпании «Нанолек» Владимир Христенко. Он сын бывшего вице-премьера, руководителя Минпромторга Виктора Христенко и нынешнего вице-премьера Татьяны Голиковой. Aintrigud занимается foodtech и пищевыми технологиями. Продажи продуктов компании из растительного «мяса» уже запущены в 20+ ресторанах Москвы: TGI Friday’s, Eat & Talk и других. А вот, например, «Теремок» еще только будет тестировать продукцию Welldone, у которой из-за использования соевых ингредиентов есть проблемы со вкусовыми свойствами.
Баранина подорожала до рекорда
Цены на баранину в России пробили исторический максимум, и в августе зафиксировались на уровне 426,9 руб./кг. Процентная динамика при этом скромная: +1,5% в августе (год к году) и +1,2% с начала этого года. Поэтому важен сам ценовой уровень. При этом разница между регионами по цене очень сильная. В ЦФО баранина самая дорогая: 512,6 руб./кг, а в СКФО – самая дешевая (380 руб.). По мнению президента консалтиногового агентства Agrifood Strategies Альберта Давлеева, которое приводит «Интерфакс», разница в ценах – это последствие запрета на вывоз баранины из ЮФО и СКФО в другие регионы из-за проблем с ящуром. В итоге предложение баранины может упасть на 3,6% за этот год, так как вынужденно сократится поголовье овец, считает эксперт.
Урожай еще не собран, но уже стал №2 в истории
Валовый сбор пшеницы достиг 82,9 млн т. Это второй результат после рекордного 2017 года, заявила замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. Урожай продовольственной мягкой пшеницы сейчас – 57,7 млн т, или третий по объему результат. Рост валового сбора достигается, в том числе, за счет сильной и ценной пшеницы – ее получено 25,9 млн т (31,2% урожая).
Экспорт зерна может достичь 50 млн тонн
Такой прогноз со ссылкой на предправления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина цитирует «Интерфакс». «50 млн тонн будет корректной оценкой экспортного потенциала на текущий сезон», – говорит он. Рекордным по экспорту был 2017/18 сельхозгод. Тогда было вывезено 52,4 млн т зерна. А в минувшем сельхозгоду-2019/20 Россия поставила на зарубежные рынки 44,3 млн т, включая 34,8 млн т пшеницы. Зерновой сезон начинается 1 июля каждого календарного года и завершается 30 июня.
КОРОТКО
- В Амурской области строят 9 молочных и мясных ферм. Их завершат в 2023 году.
- Госдума расширяет список получателей льготных кредитов АПК. Ими смогут воспользоваться и начинающие инвесторы, а также ИП.
- Россия способна занять половину китайского экспортного рынка подсолнечного масла к 2024 году. И 30% – аналогичного рынка Индии, прогнозирует замминистра сельского хозяйства Сергей Левин.
- Банкротят орловскую птицефабрику «Фрегат», входившую в когда-то большой агрохолдинг «Белый Фрегат» бизнесмена Анатолия Буторина. Кредиторы требуют с предприятия 600+ млн руб. долга.
- Производитель растительного «мяса» Beyond Meat утраивает продажи «бургеров» в Walmart. В пандемию спрос на эту продукцию значительно вырос.
- Пекин ввел ограничения на поставки замороженных продуктов. В том числе – из России и Бразилии.
- В регионах падают цены на сырое молоко. Сильнее всего – в Астраханской, Оренбургской, Курской областях и Республике Дагестан.
- Россия с начала сезона экспортировала 10,4 млн т пшеницы. Ячменя – 1,8 млн т, кукурузы – 0,28 млн т.
- Экспорт белого сахара за семь месяцев этого года вырос в 5 раз, до 838,1 тыс. т. Впрочем, покупает его в основном «ближнее зарубежье»: Казахстан, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Белоруссия.
- Amazon изобрел оплату товаров по сканированию ладони. Это просто более приватный способ идентификации, и ничего страшного в нем нет, следует из уверений гиганта.
- Статья о пяти необычных продуктах из молока. Среди них – молочные «вода», «водка» и даже «пиво». Кое-что из этого выпускают и у нас.
- Coca теперь «под градусом». Coca-Cola выходит в США на рынок алкопитков и начнет – ни много ни мало – с алкогольной газировки Topo Chico. Потом будет еще целая линейка, в том числе крепкий зельтер.
- Россияне перестают ходить в кафе и рестораны, заметил «СберИндекс». Видно, боятся COVID, заболеваемость которым сейчас обновляет максимумы. За последнюю неделю траты людей в общепите упали на 17,7%.
Будьте в тренде!
Ваш Agrotrend.ru