Цены на масложировые продукты повысят на 10%

А в середине года может подорожать почти все продовольствие

В новостях агрорынка России – компании, выпускающие соусы и майонезы, предупреждают сети о повышении отпускных цен с этого месяца на 5-10%. Об этом «Коммерсантъ» (Ъ) узнал из копий обращений производителей.  Основные факторы индексации – те же, что на других агрорынках:  сырье (подсолнечное масло) продолжает дорожать, логистика, упаковка и топливо – тоже, а доходы потребителей падают. Подробнее о том, как масло влияет на себестоимость соусов, – в новостях агрорынка.

  • Среди тех, кто информирует о намерении повысить отпускные цены – «Эфко», Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК) и «Скит». НМЖК отмечает роста цен на подсолнечное масло почти на 60%, тропических масел и их фракций – на 20-44%. Дорожает логистика. По подсчетам компании, даже увеличение ценника в опте на 10% не компенсирует роста себестоимости, а только даст возможность сократить убытки.
  • Сейчас переработчики могут приобрести масло только по высокой, экспортной, цене в 130-135 руб./л., рассказал Ъ коммерческий директор «Скита» Леонид Аксельрод. Практические все поставщики ингредиентов – уксуса, пленки, масла и сахара – пересматривают цены каждый месяц, и так было уже несколько раз.
  • «Русагро» в части регионов присутствия тоже поднимет цены до 10%, говорит гендиректор компании Максим Басов. Прибыли почти нет, утверждает он. «Русагро» рассчитывает, что в итоге введения экспортных пошлин и укрепления рубля цены на масло в стране через какое-то время снизятся.
  • Как сообщалось в новостях агрорынка, «плавающая» экспортная пошлина на подсолнечное масло достигнет 70%. Она будет установлена с 1 сентября этого года по 31 августа 2022-го. Ее станут взимать с разницы между базовой ($1 тыс./т) и индикативной ценами.
  • Сети ознакомились с уведомлениями поставщиков. Скорее всего, у них не останется выбора, кроме как согласиться с объективными обстоятельствами, утверждает источник Ъ на рынке. Например, ретейлер «Верный» рассматривает предложения поставщиков об увеличении закупочных цен на 5-17%.
  • По оценке аналитического центра «СовЭкон», с начала года средние цены на сырое подсолнечное масло в стране увеличились с 88 тыс. руб./т до 118 тыс. руб./т, и сейчас стабилизировались. Из-за неясности с ограничениями на экспорт масла оно до сих пор продавалось с большой премией, замечает директор центра Андрей Сизов. Больше о новых решениях правительства по экспорту масла – в новостях агрорынка. При этом в мире цена на подсолнечное масло падает. В течение последних двух недель оно подешевело до $1,5 тыс. с $1,7 тыс.
  • То, что поставщики масложировой продукции и вертикально интегрированные холдинги будут за счет майонеза преодолевать убытки от фиксированных цен на бутилированное масло, было предсказуемо, указывает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Тем более что майонез в России очень популярен.
  • Но не все компании пойдут по пути роста цен – возможно, кто-то захочет воспользоваться ситуацией, и за счет демпинга нарастить долю на рынке.
  • Майонезами и соусами процесс подорожания продовольствия не ограничится. В середине года внепланово поднять цены могут многие поставщики продуктов: ингредиенты для пищепрома быстро дорожают, и часто в них велика доля валютной составляющей. Как говорит один из участников рынка, это могут быть молочные продукты, сладости, напитки и снеки. Цены этих продуктов могут вырасти несколько раз по 2-3% за каждую итерацию.
  • Минсельхоз рассчитывает, что стабильный уровень цен на майонезы и соусы будет обеспечен за счет поддержки компаний отрасли и таможенно-тарифного регулирования поставок масличных за рубеж. Об этом сообщает само министерство. Эти же механизмы помогут сохранить нужную рентабельность выпуска масложировой продукции, надеются чиновники. Подробнее о поддержке производителей масличных – в новостях агрорынка.
  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), на которую ссылается ТАСС, настроена конструктивно. Там указывают, что предложения от поставщиков изменить цены – «часть рабочего процесса». Сети изучают аргументы поставщиков на предмет обоснованности ценовой индексации, а если необходимо – привлекают к экспертизе Минсельхоз, Минпромторг и ФАС.  Если переговорная позиция поставщика обоснованна, то ретейлеры соглашаются на пересмотр цены – иногда за счет собственной маржи, чтобы сохранить стабильную цену в рознице, утверждает АКОРТ.

По данным Nielsen, за первые два месяца этого года продажи майонеза в стране в натуральном выражении упали на 0,6% год к году.