Партнер

Свиноводство России: тренд на восстановление

Юрий Ковалев – о развитии рынка свинины до 2025 года

Производство свинины показывает стабильный тренд на восстановление. Преодолев системные вызовы, с которыми участники рынка столкнулись год назад, отрасль начинает демонстрировать положительную динамику. Из месяца в месяц растет выпуск продукции. По итогам 2022 года индустрия свиноводства прибавит 5%, прогнозирует генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев, посетивший производственную площадку «Каргилл» в Тульской области и в ходе визита поделившийся своими мыслями о рынке и прогнозами его развития.  

ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, ПОТРЕБЛЕНИЕ

Один из важнейших трендов – восстановление роста отрасли. Производство свинины заметно прибавило в темпах – по итогам января-июня 2022 года мы видим прирост в 7,9%. Таким образом, заложена позитивная динамика для всего года в целом. Я имею в виду промышленное производство (сельхозпроизводители, СХП), а вот в сегменте личных подсобных и фермерских хозяйств показатели снижаются: минус 15,2% и минус 8,5% соответственно. Невзирая на увеличение импорта свинины, зафиксированное в январе-марте вследствие обнуления ставки ввозной пошлины, его объем, как и ранее, серьезного влияния на российский рынок не имеет. Достаточно сказать, что в Россию поставили меньше 15% из разрешенной квоты в 100 тыс. тонн.

Экспорт мяса (всех видов), наоборот, растет. Так, поставки птицы на внешние рынки в первом полугодии возросли сразу на 41%. Хорошо – на 18% – прибавился и экспорт говядины. Рост экспорта обоих видов мяса компенсировал сокращение вывоза свинины, составившее за тот же период 23%. Ключевыми триггерами падения стали восстановительный рост индустрии свиноводства Китая и Вьетнама, проблемы с логистикой, неблагоприятная для экспортеров конъюнктура глобальных цен на свинину. И все же нам удалось отчасти скомпенсировать падение поставок в Гонконг и Вьетнам увеличением продаж в Беларусь и Казахстан.

Еще один тренд – рост потребления свинины в условиях отсутствия глобального роста цен на нее, которые сейчас сравнимы с ценами мяса птицы. За январь-июнь этого года оно увеличилось на 8,5%. В натуральном выражении это 165 тыс. тонн свинины. Дальнейший рост ее потребления может иметь последствием снижение средней цены по итогам года – ведь рынок постепенно перенасыщается. За последнее время свинина подешевела на 1%, тогда как птица и говядина подорожали на 4,5% и на около 14%. Мы считаем, что потребление мяса в России в 2022 году может прибавить 3,8% за счет роста спроса на свинину и мясо птицы.

Свиноводство России: тренд на восстановление

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА

По прогнозу Национального союза свиноводов, производство свинины в 2022 году превысит прошлогоднее составит примерно 5%. Это 250-300 тыс. тонн мяса в живом весе. Темпы высокие, но цена практически не меняется, находясь в районе 118,5 рублей за килограмм. На это повлияло падение цен на зерно: себестоимость снизилась, но цены при этом не упали.

Нас часто спрашивают: пойдут ли свиноводы на снижение темпов производства, чтобы справиться с перенасыщением рынка? Нет. Мы ждем, что рост продолжится в 2023 году, причем плюс-минус в тех же объемах.  И это логично. Если производитель хочет не просто выжить на рынке, а увеличить долю в условиях нынешней жесткой конкуренции, то  наращивание выпуска продукта для него – единственно верная стратегия.

В течение четырех ближайших лет индустриальный сегмент – СХП – может вырасти до 6,2 млн тонн свинины в годовом выражении. Лидеры, как всегда, будут расти быстрее. К 2025 году 20 ведущих компаний отрасли увеличат производство на 42% против 2021 года. В сумме они дадут прибавку более чем в 1,5 млн тонн, и станут производить 80% свинины в индустриальном сегменте. Другие сегменты за тот же период сократятся на 156 тыс. тонн. В итоге всего в стране к 2025 году будет производиться на 1,3 млн тонн, или на 27%, свинины больше, чем в 2021-м.

Свиноводство России: тренд на восстановление

ПРОИЗВОДИТЕЛИ: РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ

Крупные производители свинины в основном продолжают работать с положительной маржой. Им еще прощаются мелкие ошибки – например, когда нет фокуса на свиноматках или когда сохраняется, так скажем, реактивный подход к решению проблемы теплового стресса у животных. Но многие начинают планировать будущее: активно привлекают консалтинг, делают аудиты, совершенствуют процессы производства.

Сейчас основная часть бюджетных инвестиций в животноводство получает сектор крупного рогатого скота (КРС): они нужны, чтобы выполнить показатели Доктрины продовольственной безопасности по росту производства молока. Свиноводы уже не получают больших государственных вложений, хотя раньше у них были субсидируемые кредиты. Наша отрасль сосредоточена на расширении и модернизации ранее  построенных производств – их автоматизации, внедрении современного оборудования и цифровых решений.

В нынешнем геополитическом контексте рынок столкнулся с ростом цен и снижением доступности кормовых ингредиентов, медицинских препаратов и других валютозависимых составляющих. Конечно, у производителей выросли расходы, что прямо влияет на маржинальность. Но стратегия успешных компаний – не экономить, а оптимизировать себестоимость. Основные затраты в свиноводстве – корма, и именно они в первую очередь воздействуют на себестоимость. В отличие от генетики, ими можно управлять, оптимизируя себестоимость. Поэтому часто приобретение более дорогого корма – правильный шаг, пусть и с отложенным во времени эффектом. Но он будет: профессиональные рецептуры и качественные корма помогут максимально реализовать генетический потенциал животного в течение всего жизненного цикла.

Не только рецептура, но и само производство корма и его ингредиентов играют большую роль в выращивании продуктивного стада. В этом плане важно развивать современные технологии кормопроизводства, включая культуру труда. Во время визита на площадку «Каргилл» в Ефремове меня приятно удивило внимание компании к вопросам безопасности сотрудников и производственных процессов. Здесь учтены все мелочи, для каждого процесса есть детальная процедура и, что важно, ей следуют все сотрудники. Кроме производственных цехов, я видел лабораторию, где делают в том числе ИК-анализы ингредиентов. Один из них сделали прямо при мне, причем быстро – прошло около минуты. Здесь есть тщательный контроль каждого этапа производства. Так, я наблюдал тестирование крошимости гранул разных видов кормов. Хотел бы отметить высокую квалификацию и слаженную работу персонала. Ведь это один из самых важных аспектов обеспечения качества готовой продукции.

Эксперты компании «Каргилл» также прослеживают тенденцию заинтересованности производителей мяса в более тщательном анализе своих производственных процессов. Предоставление партнерам консультационных услуг высокого уровня для достижения высоких результатов – один из ключевых приоритетов компании. В частности, индивидуальный подбор рецептур помогает максимально использовать все нутриенты, заложенные в корме, обеспечив эффективный результат на всех этапах жизни свиней. Мы также осуществляем тщательный подбор ингредиентов и проводим анализ их питательности на самом современном оборудовании.

Свяжитесь со специалистами компании «Каргилл» для расчета увеличения Вашей прибыли, аудита площадки и подборки кормовых решений!

+7 (495) 213-34-12

provimi_moscow@cargill.com

www.cargill.com

www.provimi.ru