Контроль над ценами вызовет дефицит продуктов

Экономисты предупреждают о последствиях административного давления на цены

Food photo created by Racool_studio – www.freepik.com

Строгие ограничения цен могут спровоцировать дефицит, бизнес не станет торговать по нерыночным ценам. Так считает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов. Его слова и мнения других экономистов приводит портал The Bell, опросивший их о последствиях попыток административно регулировать цены на социально значимые продукты.

  • Готовность властей регулировать цены на еду – «жест отчаяния», утверждает Ениколопов. В России все еще не закончился экономический кризис, а работающих мер против него пока нет. Реальная сложность – не рост цен, а снижение доходов людей. Но трудно тут что-то сделать. В итоге срочные меры принимают  там, где быстро сработают административные методы.
  • Директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович также предупреждает о возможном дефиците: «Через год после того, как государство будет отчитываться о падении цен, начнется дефицит».
  • Фиксировать окончательные цены на продукты – «популистский ход», говорит Ениколопов. Он ничем не объясним с позиций экономики. Сахар и масло дорожают из-за роста мировых цен. Прокуратура хоть и ищет картельный сговор участников рынка, но его признаков просто нет, считает эксперт.
  • То, что заявления властей о контроле цен на масло и сахар могут быть популистскими мерами, подтверждает и главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Стабилизация цен на сахар и масло – «ритуальные политические действия», не очень сильно влияющие на рынок, говорит он.
  • Часть продуктов и цен на них имеют, скорее, психологическое значение для россиян. Даже бедная часть населения ест не так много хлеба. Но народ привык, что хлеб – самый важный социальный продукт, поэтому власти проверят цены в том числе и на него. Сахар-песок и подсолнечное масло – в той же категории. Сейчас люди начали больше тратить на еду в структуре своих доходов из-за снижения их и девальвации рубля, указывает Табах. В итоге власти наверняка обсудят с сетями максимальную цену на какой-то один из видов тех же сахара и масла, предполагает он. Но люди могут этого даже не заметить, когда будут делать конкретные покупки: общая ценовая матрица все равно не изменится. 
  • При этом оба сахар и подсолнечное масло дорожают именно в последние месяцы, тогда как в минувшие годы на фоне роста цен на другие продукты они, напротив, дешевели. Но это никто особенно не замечал, говорит Табах.
  • Если цены будут контролироваться жестко, то это может привести к тому, что весь агробизнес будет «в руинах», прогнозирует Ениколопов. Хотя в 2014 году была начата программа импортозамещения.
  • В случае более мягкого давления на цены – например, при помощи экспортной пошлины – компании не уйдут с рынка, но могут начать терять маржинальность и снижать инвестиции. Это знак того, что в России трудно делать длинные инвестиции – «как только ты начинаешь получать прибыль, государство приходит и забирает ее», говорит Ениколопов. Можно только надеяться, что обсуждения об ограничениях цен ни к чему не приведут, как и в предыдущие кризисы.
  • Если посмотреть на аналогичные эксперименты по контролю над ценами в Латинской Америке, Азии и Восточной Европе – благоприятного эффекта не последует, предупреждает Остапкович. Просто часть предприятий потеряют маржу и покинут рынок.
  • Степень участия государства в формировании цен будет видна, когда будут результаты выполнения поручения, отчасти согласен с  Ениколоповым Остапкович. Будет какой-то способ контроля цен на масло и сахар, даже итоговая цена или ценовой интервал, полагает он. Цены на бензин тоже регулируются, но в ответ нефтяные компании и переработчики получают преференции, тогда как насчет агробизнеса неясно, получат ли они их или нет.
  • Цены на еду зависят в том числе от урожайности агрокультур, а она мало контролируется человеком, говорит Остапкович. Поэтому они то растут, то падают. Например, в аномальную жару 2010 года центр России почти лишился урожая гречихи, они гречневая крупа подорожала в три раза. Затем, после хорошего урожая на Алтае, она почти вернулась к старым значениям. Так не раз было и с ценами на яйца. В настоящее время сахар-песок стал в полтора раза дороже, чем год назад. Но причина в том, что сахарной свеклой под урожай-2020 засеяли на 17% меньше площадей, чем в прошлом году, и урожай оказался хуже. В 2019 году, наоборот, было перепроизводство, и цены на сахар были сильно ниже средних. А в этом году цена просто приблизилась к балансу, говорит Остапкович.
  • Контроль над ценами может вообще никак серьезно не отразиться на агробизнесе, думает Табах. Ведь пока что не планируется идти по пути СССР, история которого закончилась тотальным дефицитом продовольственных товаров. Власти знают, что достаточное количество еды в магазинах дает людям стабильность и потребительскую уверенность.
  • В периоды экономических кризисов власти всегда обращают внимание на ценообразование социально значимых товаров. Так было после падения рубля в 2014 году, напоминает главный экономитст Альфа-банка Наталия Орлова. Но это не значит, что все цены в торговле будут контролироваться властями, говорит она. Это просто способ борьбы с обеднением населения. Нет других способов помочь людям с низкими доходами.
  • Другие аналитики среди причин подорожания продуктов тоже отмечают факторы, никак не связанные с картельным сговором. Продукты дорожают из-за сезонных трендов и девальвации рубля, которая приводит к росту цен на импортные товары, а также из-за восстановления спроса и скачка мировых цен на продовольствие (+11% по индексу Commodity Research Bureau). Основная причина происходящего – так называемая низкая база: осенью 2019 года долго, по ноябрь, была плодоовощная дефляция. А в этом году сезонные овощи и фрукты начали дорожать уже в октябре.

За прошедшие выходные власти сделали много заявлений по стабилизации цен на продовольствие. Была создана рабочая группа под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. Представители бизнеса выразили готовность помогать в контроле над ценами. Ритейлеры – обеспечить доступные цены. Например, одним из способов контроля цен могут стать онлайн-кассы.