Рынок альтернативного «мяса» вырос до 2,6 млрд руб.

У аналогов мяса в нашей стране хороший задел для роста: их не против поесть почти 50% потребителей

Источник фото: сайт Beyond Meat

Новости агробизнеса – рынок растительных аналогов мяса в России уже не такой уж и незаметный: он составляет 2,6 млрд руб. Об этом пишет Forbes со ссылкой на Deloitte Consulting.

  • Пока это всего 0,7-0,8% аналогичного рынка в Европе. Зато России есть куда расти – 47% населения от 16 до 40 лет не против включить в свое питание растительное «мясо». Как сообщал Agrotrend.ru в новостях агробизнеса, четверть россиян вообще готова отказаться от мяса.
  • Рынок аналогов мяса в течение пяти лет будет расти на 10% в год. Растительные белки присутствуют на нашем рынке давно, но активным драйвером этой категории недавно стала американская Beyond Meat, говорит директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. В итоге начал формироваться новый рынок.
  • Продукция Beyond Meat появилась у нас в начале 2019 года. Первым ее начал подавать ресторанный холдинг White Rabbit Family Бориса Зарькова. Там стали предлагать бургеры с растительным «мясом». Осенью 2019 года товары от Beyond Meat уже продавались в ретейле – «Азбуке вкуса», «Ленте», «Утконосе», сетях «Город-сад» и «Перекресток». В свои меню бургеры и другие блюда из растительного «мяса» включили новые заведения HoReCa – Pizza Hut, TGI Friday`s и «Теремок».
  • Растительное «мясо» дороже обычного. В TGI Friday`s бургер с таким немясной котлетой стоит от 499 руб. против 349 руб. за обычный. Две котлеты Beyond Burger по 227 г в «Азбуке вкуса» продаются за 1,2 тыс. руб. Цена таких продуктов, на уровне 4,5–6 руб./кг, пока слишком высока для масс-маркета. Как писал Agrotrend.ru в новостях агробизнеса, именно ценовое позиционирование и является одной из проблем активного развития нового рынка.
  • Производители пытаются решать эту задачу. Greenwise из города Малоярославец Калужской области, созданная в 2018 году Артемом Пономаревым и Юлией Марсель, выпускает «мясо» из сои, пшеницы и гороха. Сейчас это «филе», «джерки» и «стрипсы». Скоро на рынке появятся «котлеты» и «колбасы» компании. Ее товары присутствуют в 1800 точках, включая «ВкусВилл», «Азбуку вкуса» и «Перекресток», а стоят ≈350 руб. за 200 г.
  • Как ранее писал Agrotrend.ru, «Эфко» – один из крупнейших в России производителей майонеза и подсолнечных масел – инвестирует 100 млн руб. в разработку котлет для бургеров на основе сои. Новая линия рассчитана на 500 кг в месяц. Товары продаются в десяти несетевых магазинах московского региона примерно по 1 тыс. руб./кг. Во время тестирования продукта покупатели демонстрировали большую заинтересованность, отмечают в компании.
  • Другой новый игрок на рынке России, о котором уже  была информация в новостях агрорынка, – Welldone. Прошлым летом ее растительное «мясо» появилось у 20 кафе и ресторанах Москвы в самых разных блюдах – от бургеров и шаурмы до чили кон карне и пасты болоньезе. В месяц завод производит 150 тыс. котлет, или 15 т таких продуктов.
  • Welldone намерена построить в Московской области более масштабный объект – на 200 т искусственного «мяса» в месяц. Товары компании получили распространение в «Глобусе», «Ленте», «Азбуке вкуса», «Яндекс.Лавке» и «Самокате». По данным Forbes, две котлеты весом 200 г там можно приобрести за 209 руб.
  • Один из крупнейших агрохолдингов России – группа «Русагро» – еще не выходил на рынок альтернативных протеинов, но исследует его, замечая явный спрос на растительное «мясо». А как говорят в «Эфко», интерес к такой продукции вызван не только опасениями за экологию, но и стремлением людей к активному долголетию, повышению качества жизни. Это тренд на осознанное потребление.
  • Рынок мяса в мире в 2019 году достигал $2 трлн, подчитала компания IDTechEx. Растительного «мяса» продали на $11,5–12 млрд, оценивает Deloitte. Но к 2025 году этот рынок дорастет до $28 млрд, а рынок всех видов альтернативного мяса – до $30 млрд: главным образом, за счет Европы. Там доля продаж такого «мяса» достигла 38% мировой. На США приходится 27%, на Азиатско-Тихоокеанский регион – 23%, на Латинскую Америку – 12%.
  • Рынок аналогов «мяса» и «рыбы» делится на растительные и клеточные продукты. Первые максимально напоминают по виду, вкусу, цвету, запаху и консистенции настоящие «мясо» и «рыбу». Их создают из сои, гороха и пшеничного глютена – растительных белков.
  • Клеточное «мясо» и «рыбу» выпускают из клеток животных и рыб, способных к размножению – эмбриональных или стволовых. Потом в биореактор добавляют протеин и делают еще несколько технологических приемов. Последний пример из этой линейки – гонконгский фудтех-стартап Avant Meats. Он вырастил из клеток морского окуня «рыбное филе», и осваивает его массовое производство.
  • Объем мирового рынка клеточного «мяса» пока мизерный – не больше $14-15 млн. Он не растет из-за ограничений на продажи такого продукта в мире. Пока ни одна из стран, кроме Сингапура, не приняла нормативную базу, легализующую культивированное «мясо» как продукт питания. Как это сделал Сингапур – читайте по ссылке.

Deloitte не считает белок насекомых и червей из-за незначительной доли рынка. Но и такой сегмент тоже есть. Как сообщал Agrotrend.ru в новостях агрорынка, в ЕС даже подтвердили возможность использования в пищу мучных червей.