Производители мяса ищут новые ниши

Агрохолдинги хотят заработать на выпуске других видов мяса

В новостях агробизнеса в России – мясные компании ищут новые возможности на рынке, проанализировал «Коммерсантъ» (Ъ). Причины – перенасыщение рынка свинины и курятины и рост конкуренции. Как сообщал Agrotrend.ru в новостях агробизнеса, Россельхозбанк назвал фактор конкуренции одним из главных на рынке свинины. А на рынке курятины в России – перепроизводство. В прошлом году объем производства составил 5,1 млн т, а потребление – 4,5 – 4,7 млн т, подсчитал Центр агроаналитики при Минсельхозе.

Возможные альтернативы свинине и курятине

1. Индейка. Серьезные вложения в индейку в России стартовали примерно 15 лет назад. За этот период ее производство выросло в 20 раз, хотя вначале она была нишевым продуктом. С 2009 по 2019 год средний прирост производства индейки достигал 25%. Это самые высокие темпы роста в мире, считает аналитический центр Agrifood Strategies. Почти такой же рост был исключительно в Испании в тот же период, но все равно меньше – на 23%. В лидерах по производству этого вида мяса – в Канаде и США – была стагнация, а во Франции – спад.

  • В прошлом году в России производство индейки выросло на 20%, до 330 тыс. т, подсчитали в Agrifood Strategies. Именно индейка поддержала отрасль птицеводства в период пандемии. В прошлом году в стране выпустили 6,24 млн т мяса птицы (+31,1 тыс. т), передает Росстат.
  • Динамику выпуска индейки поддерживали большие компании, уверены в Agrifood Strategies. Например, в 2020 году «Дамате» выпустила 149 тыс. т индейки (+13,7%). Ее доля достигла 45,2% рынка. Как сообщалось в новостях агробизнеса, компания активно строит новые мощности, например, под Пензой.
  • Морозовская и Юргинская птицефабрики увеличили выпуск на 11%, до 21,1 тыс. т. Их доля – 6,4%.
  • Дополнительным драйвером для рынка индейки могут стать баранина или крольчатина, думают в Agrifood Strategies.

2. Баранина. Ее потребление увеличивается с 2013 года, но не так быстро, как индейки. С 2013 по 2019 год продажи выросли на 10%, до 132 тыс. т, подсчитал Business Stat. Спад пришелся только на 2015 год – на 4,2%. В прошлом году рост рынка составил 8%, до 130 тыс. т. Как сообщал Agrotrend.ru в новостях агробизнеса, в прошлом году продажи баранины падали из-за ограничений Россельхознадзора на поставки с юга и Северного Кавказа в другие регионы страны. Именно там ее и потребляют больше всего.

  • В Дагестане – около 20% розничных продаж баранины, в Калмыкии – около 11%. Но последние пять лет растет доля Москвы и соседних регионов. Сейчас она 12-13% по сравнению с 5% пять лет назад.
  • Крупные компании заинтересованы этим сектором рынка. Например, «Мираторг» вложил почти 3 млрд руб. в овцеводческий комплекс в Курской области. Через два года компания намерена нарастить производство в 2,3 раза, до 70 тыс. т.
  • В России пока что нет заводов на продажу с полным циклом производства баранины, рассказали Ъ участники рынка. Так что нужно будет все строить самим.

3. Крольчатина. Этот рынок появился в последние 10 лет. Его объем – около 20 тыс. т, подсчитал «НЭО Центр». Промышленный сегмент – только 15%. Гигантская доля у подсобных хозяйств. Большая часть заводов стала появляться с 2014 года. Ранее около 2/3 составляли поставки из Китая. В настоящее время рынок обепечен внутренним производством. Вице-президент Союза кролиководов Олег Мясоедов оценивает потенциальную емкость рынка в 300 тыс. т.

  • Крольчатина ассоцирируется со здоровым питанием. Как сообщалось в новостях агробизнеса, из-за пандемии люди стали больше задумываться о правильном питании. Сети тоже готовы продавать этот продукт. Например, в «Ленте» продажи крольчатины увеличиваются на 5% в год.

4. Мясо утки. Произодство этого вида мяса птицы увеличивается с 2015 года. За тот год произели 124 тыс. т (12% год к году), сообщал Минсельхоз. В прошлом году произодтво выросло до 140 тыс. т. Но промышленное производство – меньше 30%. В этом году выпуск может вырасти до 150 тыс. т, а к 2023 году – до 180 тыс. т, прогнозирует Россельхозбанк, который ознакомился с планами компаний этого сектора.

Что из этих видов мяса продают сети?

  • У них свои предпочтения по разделке, упаковке, срокам хранения и безопасности, рассказал Ъ руководитель мясной ассоциации Сергей Юшин. Так что заводам нужна значительная модернизация.
  • «Вкусвилл» продает полуфабрикаты из мяса кролика, разделку утки и баранину «халяль». «Перекресток» выделил 3% нестандартным видам мяса.
  • В Metro баранина, ягнятина, мясо утки и кролика – это 15% от продаж мясной продукции. И эта доля растет. Например, в прошлом году только продажи утки подскочили на 40%.

Но отраслевые эксперты не надеятся на заметный рост продаж по этим видам мяса. Они видят проблему в ограниченном потенциале роста потребления и дороговизне такой продукции.