Россия за январь-октябрь увеличила экспорт товаров АПК в Китай на 24% год к году в товарном выражении и на 14% – в деньгах, сообщил федеральный Минсельхоз. За этот период страна продала КНР 3,7+ млн т отраслевой продукции, заработав $3,2 млрд.
- Экспорт агротоваров из России во все страны мира прибавил за 10 месяцев года 14% в денежном выражении, и вырос до $23 млрд. То есть сейчас Китай занимает 14% общероссийского экспорта агро- и пищевой продукции.
- За этот период наибольший прирост обеспечили поставки в Китай масложировой и мясной продукции. Например, подсолнечного масла в КНР поставили из России на $447 млн (в 2,2 раза больше), соевого – на $213 млн (рост в 1,8 раза), рапсового – на $179 млн (+30%).
- Продажи в КНР российского мяса птицы год к году увеличились в 2,8 раза до $226 млн. таким образом, Китай купил 65% всего мяса птицы, поставленного нашей страной за рубеж. И именно КНР обеспечила значительный рост экспорта мяса из России, достигнутый в нынешнем году.
- В начале года Китай разрешил ввоз говядины из России. В итоге ее экспорт вырос с нуля до $31 млн. А ранее, в 2019 году, страны подписали соглашение о сотрудничестве. Благодаря ему сильно выросли поставки сои. Кроме нее, с января по октябрь увеличился экспорт в КНР рапса, льна, ракообразных, мясокостной муки, льна, мороженого и сахаристых кондитерских изделий.
- Кроме того, за последние несколько лет Россия благодаря устранению торговых барьеров смогла начать продавать в Китай мясо птицы, молоко и молочные продукты. Например, за последний месяц перечень экспортеров мороженого в Китай вырос с 40 до 50 компаний.
- Центр «Агроэкспорт» при Минсельхозе видит потенциал для увеличения отгрузок в Китай масложировой, мясной, молочной и рыбной продукции. Кроме того, туда можно продавать еще больше сахара, «кондитерки», зерна и бобовых, считают эксперты центра.
- В категории мясопродуктов в Китай из России идут поставки не основных отрубов или тушек, а специфической продукции из мяса птицы – лапы и крыльев, которые у нас считаются субпродуктами, указывает исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев.
- По его наблюдениям, в начале года экспорт этой продукции в КНР набрал неплохой темп, и цены были на высоких значениях. Но сейчас динамика снижается, говорит эксперт: во-первых, страна ужесточила требования к ввозу, а во-вторых, цена субпродуктов уже не такая интересная для поставщиков. Поэтому по итогам года темпы роста экспорта мяса птицы в соседнюю страну будут немного меньшими, чем в начале, думает Корнеев.
- Китай покупает у России не готовые продукты, а в основном commodities – то есть агротовары, требующие дальнейшей переработки. Их поставки из России трейдеры в любое время могут быстро увеличить при благоприятной ценовой конъюнктуре. Но, чтобы по-настоящему закрепиться на китайском рынке, нужно это продавать КНР продукты, ориентированные на конечного потребителя, считает Корнеев. Это товары с высокой добавленной стоимостью, к тому же они меньше зависят от ситуационных колебаний на рынке. Сейчас хорошо растут продажи в Китай мороженого и кондитерских изделий, приводит он пример. Есть и потенциал кратного увеличения поставок красных вин.
- Другое интересное направление – возможность производить для китайского рынка продукцию под частными торговыми марками сетей (Private Labels), предлагает Корнеев. Например, такие товары представлены в сетях Metro и Walmart. Преимущество данного направления для производителей в том, что «выход на полку» происходит быстрее, чем в случае с commodities, и с меньшими затратами.
- Достоинства Китая – большая емкость рынка, хороший потенциал развития каналов продаж, рост потребительской активности, недостатки – протекционизма и постоянные корректировки требований к продукции, суммирует Корнеев.
Китай сейчас нуждается прежде всего в больших объемах commodities, чтобы восстановить свой агросектор. Страна активно наращивает поголовье свиней, которое было уничтожено больше чем на 50% в последние годы из-за масштабной эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). В итоге страна активно закупает сою и кукурузу, а чтобы сбалансировать внутренний спрос, импортирует мясо.