Важное в новостях агрорынка – розничные сети пересмотрят цены на яйца и мясо птицы. Об этом узнали «Известия» у источников на рынке. А ретейлеры сообщили Минпромторгу о том, что производители настаивают на увеличении отпускной цены этих товаров до 10%.
- Из-за гриппа птиц сейчас падает предложение куриного мяса и яиц, аргументируют птицеводы. Как ранее сообщал Agrotrend.ru в новостях агрорынка, на юге страны из-за этого даже закрывают птицефабрики. Другая причина увеличения себестоимости, которую производители не раз приводили в прошлом году, – удорожание кормов из-за сильного роста цен на зерно и масличные. На корм – зерно и шроты – приходится 65-75% себестоимости мяса и яйца.
- Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) уже написала в Минпромторг о намерении поставщиков повысить цены.
- Обычно в таких случаях сети поднимают цены не сразу, а постепенно, говорят участники агрорынка. Ранее – когда шла речь об индексации отпускных цен на другие товары – ретейлеры не соглашались на рост в 10%. Падают доходы населения, а за ростом цен сейчас следят регуляторы, включая ФАС и прокуратуру, аргументировали они.
- Какие-то компании обращаются в сети, чтобы изменить закупочные цены на дефицитный ассортимент, знает руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Иногда и сами ретейлеры обращаются к поставщикам с предложением более высокой цены, чтобы обеспечить себе нужное количество товара, которого им не хватает. А бывает, что повышенная цена возникает в результате электронных торгов, когда сети опираются на собственные расчеты и реальное рыночное предложение, говорит Юшин.
- В этом квартале НМА прогнозирует некоторое снижение выпуска бройлеров. Тогда как спрос торговых сетей на эту птицу высок: цены на часть товаров растут, но бройлер все равно остается самым экономически доступным после яйца источником животных белков. Уже поэтому ретейл морально готов к пересмотру ценников.
- Мясо птицы в рознице не дорожало уже пять лет, напоминает Юшин. Но и в 2020, и в 2019 годах его себестоимость росла из-за подорожания всех ингредиентов корма – зерна, шрота, аминокислот и витаминов. Ветеринарные препараты, оборудование, упаковка тоже обходятся дороже, говорит «Известиям» Юшин. К тому же птицефабрики вынуждены нести затраты на сохранение производства в период пандемии и борьбу с гриппом птиц.
- Цены производителей мяса птицы и яиц выросли в среднем на 6% в этом месяце к прошлому, оценивает замгендиректора Росптицесоюза Елена Степанова. В 2020 году, добавляет она, себестоимость подскочила на 20-25%, но производители долго оставляли отпускные цены почти на одном и том же уровне.
- Минэкономразвития подтверждает, что куриное мясо постепенно дорожает с осени 2020 года. По его данным, с ноября по январь цены увеличились на 5,6%. Этот тренд продолжется еще с сентября из-за отсутствия баланса спроса и предложения на товарных рынках, считают в министерстве.
- У Минсельхоза нет информации о повышении птицеводами отпускных цен, пишет ТАСС со ссылкой на министерство. Там говорят, что работают с производителями, чтобы не допустить необоснованного роста. Вместе с тем, в агроведомстве не исключают «некоторого повышения отпускных цен в краткосрочной перспективе». Причины – рост прямых затрат на выпуск яиц и мяса птицы и действия ретейлеров, которые иногда сами предлагают поставщикам более высокие цены на тендерах и по прямым контрактам.
- По прогнозу Минсельхоза, до конца марта баланс «спрос/предложение» стабилизируется: в птицеводстве краткий производственный цикл, и оно быстро восстановит выпавшие в начале года объемы. В результате в 2021 году рост цен на яйца и мяса птицы не превысит значений продовольственной инфляции.
Рост отпускных и розничных цен на продукты – часть общего тренда, на который государство не всегда успешно пытается влиять. Во вторник в новостях агрорынка появилась информация о том, что на повышение цен на те же 10-15% настроены производители колбас и сосисок. В декабре розничные сети и производители подписали соглашения о стабилизации цен на масло и сахар, в прошлом году уже подорожавшие на десятки процентов. Среди других товаров, которые существенно подорожали за 2020 год, – овощи. Например, по данным Росстата, розничные цены картофеля выросли на 40%, моркови – на 34%.