В этом году рентабельность крупных компаний, которые специализируются на выращивании свиней и производстве свинины, предположительно, снизится в 2-3 раза. Такой прогноз делает Национальный союз свиноводов (НСС), данные которого приводит «Коммерсантъ». Мелкие фирмы могут даже уйти в минус.
- «Черкизово» – крупнейший в России производитель мяса – оценивает, что затраты на корма за год выросли темпом в 17-20%. В целом себестоимость выпуска свинины в течение прошлого года поднялась на 15-20%, оценивает гендиректор НСС Юрий Ковалев.
- Оценки по экспорту свинины у отраслевых экспертов расходятся. В этом году объем поставок ожидается НСС на уровне 200 тыс. т по сравнению 180 тыс. т в 2020-м. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, впрочем, не уверен, что экспорт свинины удержится даже на текущем уровне. Выращивание свиней в Китае идет опережающими темпами, то же самое происходит во Вьетнаме, поставки свинины увеличивают Бразилия, США, Канада и ЕС, перечисляет эксперт.
- Средняя цена живых свиней в 2021 году снизится на 6-8%, до 90-93 руб./кг, прогнозирует НСС.
- В прошлом году выпуск свинины рос за счет новых объектов. Рост обеспечили компании, которые развиваются на кредиты, указывает президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Но снижение оптовых цен мешает им достичь рентабельности. В новом году, как считают в НСС, из бизнеса продолжат выходить те, для кого свиноводство не является профильной деятельностью.
- А вот крупный бизнес, который уже прошел инвестиционный цикл, может получить преимущество в новом году, думает Давлеев. Такие компании смогут держать цены на конкурентоспособном уровне, а мелкие компании они вытеснят либо поглотят. Тем более что падение цен на живых свиней может и не отразиться на стоимости товаров в рознице. Магазины будут пытаться восстановить потери от продаж сахара и подсолнечного масла – в том числе удерживая цены на свинину, не исключает эксперт.
- У промышленных производителей свинины разная тактика работы на этом сложном рынке в 2021 году. «Черкизово» будет стараться снизить себестоимость и одновременно поддерживать качество продукта. «Агро-Белогорье» увеличит экспорт благодаря росту ассортимента и новым направлениям поставок. «Промагро» надеется на продажи своего мяса на новый рынок Вьетнама, а также на ограничение поставок зерна и масличных за рубеж. Последнее снизит себестоимость кормов.
- В «Ленте» заметили падение цен свинины на 2-4%, но рост продаж составил 10%. «Магнит» фиксирует рост продаж этого мяса в натуральном выражении на 4%, и ждет продолжения такой динамики в течение года. X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», оценивает рост спроса как умеренный.
В 2020 году свинину из России продавали в 20 стран мира. 90% было поставлено во Вьетнам, Гонконг, на Украину и в Белоруссию. Продажи Вьетнаму за год выросли до 57 тыс. т с 11,3 тыс. т, в Гонконг – до 50 тыс. т с 26,9 тыс. т, на Украину – до 39,6 тыс. с 30,3 тыс. т. А вот Белоруссия закупила немного меньше российской свинины – 22,5 тыс. т вместо 23,6 тыс. т.